|
|
|
|
|
СРЕДНИЙ
ТАНК
«Тип 59» (WZ-120) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Модификации:
• «Тип 59-I»
(WZ-120A; новая 100-мм пушка, СУО и др., 1960-е гг.)
• «Тип 59-I» NORINCO Retrofit Package (проект
модернизации)
• «Тип 59-I» (вариант для армии Пакистана; см.текст)
• «Тип 59-II(А)»
(WZ-120B; новая 105-мм пушка)
• «Тип 59D(D1)»
(WZ-120C/C1; модернизированный «Тип 59-II», новая СУО,
пушка, ДЗ)
• «Тип 59 Gai»
(BW-120K; опытный танк с 120-мм пушкой)
• «Тип 59-I»
модернизированные фирмой Royal Ordnance
• «Аль Заррар»
(новый пакистанский танк на базе «Тип 59-I»)
• «Сафир-74» (модернизированный
иранский «Тип 59-I»)
Машины
созданные на базе «Тип 59»:
• «Тип 59»-БРЭМ
• «Marksman» (35-мм спаренная ЗСУ,
Великобритания)
• «Koksan» (170-мм САУ береговой обороны,
КНДР) |
|
|
|
|
|
|
|
|
В 1957 году Китай получил несколько образцов и
лицензию на производство советского танка Т-54А.
Его серийный выпуск начался в 1957 г. на танковом
заводе №617 в городе Баотоу (Внутренняя Монголия).
В строительстве этого танкового завода и запуске
танка в серийное производство самое активное
участие принимали советские специалисты.
Позднее производство было развернуто еще на двух
заводах во Внутренней Монголии и в Шанхае. Выпуск
танков серии «Тип 59» продолжался до 1987 года,
причем последние машины являлись значительно
модернизированными вариантами. Первые партии
серийных машин были полностью идентичны
советскому танку, в дальнейшем технология
производства максимально упрощалась, вносились
незначительные изменения под местную специфику
и с 1961 г. танк получил официальное обозначение
«Тип 59» (WZ-120). В процессе выпуска танк
неоднократно модернизировался и
приспосабливался под специфические условия
Юго-Восточной Азии. Так впоследствии появились
модели основных боевых танков «Тип 69», «Тип 79», «Тип 80».
Танк «59» являлся наиболее массовым
в парке боевых машин Китая. Объемы его
производства составляли: начало 1970-х годов – 500-700
единиц,1979 г. – 1000, 1980 г. – 500, 1981г. – 600, 1982 г. –1200,
1983г. – 1500-1700 единиц. В середине 1990-х годов на
вооружении Народно-освободительной армии Китая
находилось около 6000 танков «Тип 59». Значительное
количество этих танков экспортировалось в
следующие страны: Албания (470 штук), Бангладеш
(около 100), Иран (500), Ирак (около 700, в основном
модернизированные варианты), Конго (15), Камбоджа
(около 50), Северная Корея (175), Пакистан (1200, в том
числе произведены по лицензии), Вьетнам (350),
Зимбабве (35), Танзания (30), Судан (50).
Компоновка танка классическая с передним
расположением отделения управления (место
механика-водителя сдвинуто влево), средним
расположением боевого отделения (наводчик сидит
в башне слева, командир справа) и задним –
моторно-трансмиссионного. Первые образцы танка
«Тип 59», как и Т-54А были вооружены 100-мм нарезной
пушкой (лицензионной советской Д-10Т),
стабилизированной в вертикальной плоскости. Ее
эффективная дальность стрельбы составляла 700-1200
м. В боекомплект танка входят 34 унитарных
выстрела с бронбойно-трассирующими,
осколочно-фугасными и кумулятивными снарядами.
Для снижения загазованности боевого отделения
пушка имела эжектор, кроме того на башне
устанавливался вентилятор, прикрытый
бронеколпаком. В распоряжении наводчика был
телескопический шарнирный прицел ТШ-2А-22,
установленный слева от маски пушки. Командир
имел лишь перископический наблюдательный прибор
во вращающейся башенке и стрельбу из пушки вести
не мог. Места наводчика и заряжающего также
оснащались поворотными перископическими
приборами наблюдения типа Мк4. Зенитный 12,7-мм
пулемет «Тип 54» с боезапасом 200 патронов,
установленный над люком заряжающего, является
лицензионным вариантом советского ДШКМ. Еще два
7,62-мм пулемета установлены – один курсовой в
передней части корпуса справа от
механика-водителя, а второй спарен с пушкой.
Броневая защита танка «Тип-59»
оставалась на уровне защиты танка Т-54. Корпус
сварен из гомогенной катаной брони различной
толщины (лоб 97 мм), башня литая со сварной крышей и
также имеет дифференцированное бронирование с
максимальной толщиной в лобовой части 203 мм. В
качестве силовой установки использовался
12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель
жидкостного охлаждения В-54 мощностью 520 л.с. при
2000 об/мин, который в Китае производился по
советской лицензии и затем неоднократно
модернизировался компанией НОРИНКО. Трансмиссия
простая механическая, пятиступенчатая. Запас
топлива (532 л) располагался в трех наружных и трех
внутренних баках. Кроме того, на корме корпуса
устанавливались две 200 л бочки с горючим.
|
|
|
|
Танки «Тип 59» вооруженных
сил Пакистана |
В начале 1960-х годов танк «59» был сменен в
производстве усовершенствованным танком «Тип
59-I», который примерно соответствовал советскому
Т-54Б. Позже все имеющиеся в китайской армии танки
«Тип 59» были модернизированы до стандарта «Тип 59-I». Танки,
поставленные Китаем в Пакистан в большом
количестве, производились также местной
компанией «Taxila». Пакистанские «Тип 59» отличаются
наличием решетчатой корзины, приваренной к
кормовой части башни и дымовыми гранатометами по
ее бокам. До сих пор они состоят на вооружении
пакистанских вооруженных сил и даже принимают
участие в миротворческих операциях.
|
|
|
|
|
|
© 2003, www.otvaga.narod.ru, текст, характеристики |
|
|
|
ОСНОВНЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ: |
|
|
|
|
|
|
Боевая масса, кг |
36 000 |
Экипаж,
чел. |
4 |
Основные размерения, мм: |
|
- Длина
по корпусу (с пушкой вперед) |
6040 (9000) |
- Ширина |
3270 |
- Высота |
2590 |
-
Клиренс |
425 |
- База х
Колея |
3840 х 2855 |
Среднее
удельное давление на грунт, кг/см2 |
0,81 |
Вооружение (боезапас, выстрелов): |
|
- 100-мм нарезная пушка «59»
- 7,62-мм пулемет «59-Т»
- 12,7-мм зенитный пулемет «54» |
1 (34)
2 (3 500)
1 (200) |
Углы
вертикального наведения, град. |
-4...+17 |
Стабилизатор
вооружения |
вертик.
плоскость |
Механизм
заряжания |
нет |
Средства
постановки дымзавесы |
ТДА |
Тип и марка двигателя |
дизель NORINCO 12150L7
12-цилиндровый |
Максимальная
мощность, л.с. |
520 |
Удельная
мощность, л.с./т |
14,44 |
Емкость
топливных баков, л |
532
(+400) |
Трансмиссия |
механическая, пятиступенчатая коробка
передач |
Максимальная
скорость, км/ч: |
50 |
Запас
хода, км |
440...600 |
Преодолеваемые препятствия: |
|
- ров, м |
2,7 |
- стенка,
м |
0,8 |
- брод, м |
1,4 |
Бронирование, мм: |
|
- лоб
копуса |
97 |
- борт
копуса |
20...79 |
- лоб
башни |
203 |
- борт
башни |
150 |
- крыша |
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|