ВОЕННЫЕ   САМОЛЕТЫ  КИТАЯ  (В.Е.Ильин, М.А.Левин)
      (статья из журнала «Техническая информация» №22/1991 г.)     
страница   1    2   3   4    5   6   
     БЕСПИЛОТНЫЕ САМОЛЕТЫ КНР
     Наряду с пилотируемыми самолетами, в Китае был создан ряд беспилотных ЛА различного типа. В 1950-х годах КНР получила советские беспилотные самолеты-мишени Ла-17, созданные в 1953 г. в ОКБ С. А. Лавочкина (первоначально предназначались для отработки ЗРК «205», также созданного в этом ОКБ; в дальнейшем беспилотный самолет Ла-17 был принят на вооружение в качестве самолета-мишени ВВС и войск ПВО СССР). В 1968 г. было принято решение освоить выпуск Ла-17 в КНР. Работы по программе начались в апреле 1968 г. Для летных испытаний было построено девять ЛА. В 1976 г. работы по созданию китайского варианта Ла-17, получившего обозначение СК1, были завершены и в марте 1977 г. он был принят на вооружение. В отличие от ранних модификаций Ла-17, которые поставлялись в КНР в 1950-х годах, на китайской беспилотной мишени был установлен не прямоточный воздушно-реактивный двигатель, а ТРД WP6. Самолет оснащался автопилотом китайской разработки, были внесены изменения в конструкцию планера и топливную систему, самолет был оптимизирован для другого типового профиля полета.
     Самолет СК1 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с прямоугольным крылом упрощенной конфигурации, поверхности вертикального и горизонтального оперения выполнены , взаимозаменяемыми. ТРД установлен под фюзеляжем. Взлет осуществляется с наземной ПУ при помощи порохового ускорителя. Полет проходит по автономной программе, а также по командам управления, передаваемым с земли. Посадка производится на парашюте, после чего ЛА может быть подготовлен к следующему вылету.
     Для изучения последствий ядерного взрыва в атмосфере была создана модификация беспилотного ЛА СК1А, использованная во время ядерных испытаний в марте 1977 г.
     В мае 1982 г. были начаты летные испытания беспилотной мишени СН1В, имеющей маловысотный профиль полета (принята на вооружение в феврале 1983 г.).
     В 1983 г. начались работы по созданию беспилотной мишени СК1С. имеющей увеличенную маневренность. Была изменена система управления ЛА и двигателем, что обеспечило возможность маневрирования с большими перегрузками. В 1984 г. начались летные испытания двух опытных ЛА, в марте 1985 г. одна мишень была использована в качестве цели при пяти успешных пусках УР.
     В 1965 г. была предпринята попытка создания беспилотной сверхзвуковой мишени В-6 китайской разработки, однако программа была прекращена из-за трудностей с созданием прямоточного воздушно-реактивного двигателя.
     В 1969 г. были начаты работы по созданию высотного беспилотного разведывательного самолета WZ-5, оснащенного ТРД WP11. автоматической системой управления и системой передачи данных на землю. Запуск ЛА предполагалось осуществлять с борта самолета, посадку-на парашюте в заданном районе. Режим полета ЛА - по программе. В 1972 г. было построено два опытных ЛА, в конструкции которых, очевидно, были использованы элементы сбитых над территорией Китая американских беспилотных разведчиков Файрби BQM-34, широко использовавшихся в годы войны во Вьетнаме (в США выпущено около 6400 ЛА этого типа). В 1976 г. построено еще два ЛА, полностью изготовленных в КНР. В 1978 г. ЛА WZ-5 был принят на вооружение, поступление в части началось в 1981 г. В качестве носителей ЛА использовались модернизированные самолеты ВАе «Трайдент» и Ту-4.
     ЛА WZ-5 в основном используется в качестве высотного фоторазведчнка, однако может применяться и как самолет-мишень.

Беспилотный ЛА WZ-5 на подвеске под крылом
самолета Ту-4

ДПЛА D-4 производит взлет с палубы боевого
корабля
     Для отработки действий полевой зенитной артиллерии в КНР в 1970-1980-х годах были созданы малоразмерные радиоуправляемые самолеты-мишени с ПД BJ7104 (до 1986 г. выпущено 2400 ЛА) и В-2. На их базе в марте 1981 г. началась разработка мини-ДПЛА D-4, предназначенного для ведения ближней фоторазведки. В декабре 1983 г. ЛА был принят на вооружение. Самолет оснащен ПД Хоусай-510 (30 л. с.) с двухлопастным тянущим винтом. Имеется автопилот, управление радиокомандное (в процессе взлета до набора заданной высоты ЛА управляется автоматически). Масса полезной нагрузки, в состав которой могут входить датчики различного типа, 28 кг. Конструкция ЛА выполнена в основном из стеклопластика, для старта с наземной ПУ имеется твердотоплнвный ускоритель, посадка осуществляется при помощи парашюта (для смягчения удара при приземлении используется опора с гид-ропнсвматичсским амортизатором). Крыло и оперение выполнены быстросъемными, что облегчает транспортировку самолета. Предусмотрена возможность эксплуатации ЛА D-4 с борта боевых кораблей.
     К концу 1991 г. на вооружении ВВС КНР находилось более 100 истребителей МнГ-15БИС более 250 J-5, более 2500 J-6, более 250 J-7, более 200 J-8. J-8I и J-8II и 22 Су-27, более 550 истребителей-бомбардировщиков Q-5, более 100 бомбардировщиков Н-6. более 15 Ту-4, более 450 Н-5 100 УТС МиГ-15УТИ, УТС и УБС CL-5, HJ-5 более 1000 УТС CJ-5. более 1500 CJ-6, 2 транспортных самолета ВАе «Трайдент» 1Е, 16 «Трай-дент» 2Е. более 20 Y-7, 6 Y-14. 6 Ан-26, 8 Ан-30, 10 Ил-18, более 20 Y-8, 15 Y-ll, 2Y-12, более 50 Ли-2, более 50 Ил-14 и Ил-2, более 250 Y-5 и Ан-2, 5 CL-601. В 1991 г. в КНР начаты поставки истребителей Су-27, изучается возможность закупок самолетов Су-25, Су-24. МиГ-29 и ан-124 «Руслан».
     ВМС Китая располагают 300 истребителями J-6, 100 J5, 100 истребителями-бомбардировщиками Q-5, 150 торпедоносцами Н-5, 150 бомбардировщиками Н-6, вооруженными противокорабельными УР, 4 летающими лодками SH-5 и 12 Бе-6, 2 военно-транспортными самолетами Y-7, 20 Ли-2 и 40 Y-5. Для перспективного авианесущего корабля водоизмещением 20000 т изучается возможность закупки палубных СВВП Як-141.
     На вооружении ВВС Албании имеется 15 самолетов J-7, 25 J-6 и 35 J-5; Египет располагает 90 самолетами J-7 и 78 J-6; Бангладеш-27 J-6 (закуплены в Пакистане), 16 J-7M и 35 CJ-6; Замбия-12 J-6; Зимбабве-24 J-7, 2 CL-5; Иран-18 J-7 и 16 J-6; Ирак- бомбардировщиками Н-6, а также 65 истребителями J-7 и J-6; Кампучия- б J-6; КНДР-40 истребителями-бомбардировщиками Q5, 100 истребителями J-6, 150 J-5 и 100 УТС китайского производства, более 200 боенно-транс-портными самолетами Y-5; Пакистан-54 истребителями-бомбардировщиками Q-5, 95 истребителями J-6 и 20 УТС CJ-5; Танзания - 11 J-7, Ю J-6 и 8 J-5; Шри-Ланка-4 J-7 (заказаны). 2 CJ-5 9 транспортными самолётами Y-12 и 2 Y-8; Сомали -20 истребителями J-6.
     РАКЕТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ КИТАЙСКИХ БОЕВЫХ САМОЛЕТОВ
     Работы по созданию управляемого ракетного оружия в Китае начались в 1950-х годах с освоения советских образцов. В 1958 г. были начаты работы по налаживанию в КНР серийного выпуска тактической баллистической ракеты Р-2 (первый успешный пуск БР китайского производства - 5 ноября 19QO г.), в дальнейшем были созданы БР, имеющие западное обозначение CSS-1 (дальность пуска 1200 км), CSS-2 (2700 км). OSS-3 (7000 км) и OSS-4 (10000 км. забрасываемая масса 1400 кг, мощность БЧ 5 Мт), твердотопливная БРПЛ CSS-N-3 (2800 км, запускается с ПЛАРБ «Хиа», имеющих 12 шахтных ПУ), а также тактическая УР «М» (600 км, в общих чертах напоминает советскую УР Р-300, известную на Западе как «Скад» В). В 1959 г. началось освоение производства ЗРК» С-75 (китайское обозначение HQ.1, первые успешные пуски-июль 1963 г., поступление на вооружение-декабрь 1964 г.).
     В 1980-х годах была создана ЗУР YQ-61 ближнего действия (10 км), предназначенная как для наземной ПВО, так и для оснащения кораблей, а также ПЗРК HN-5A (вариант советского ПЗРК «Стрела»).
     Одновременно с освоением выпуска истребителя МиГ-19ПМ, имеющего ракетное вооружение, на заводе в г. Жужоу началось освоение УР Р-5М класса воздух - воздух с радиокомандной системой наведения, которой оснащался этот самолет. Ракета, выпускаемая в Китае, получила обозначение PL-1. В марте 1960 г. была выпущена первая партия УР, однако опытные пуски закончились неудачно и выпуск ракет был приостановлен. После выявления причины неудачных пусков (неудовлетворительная настройка бортовой РЛС истребителя) в 1962 г. производство УР возобновилось.
     В 1962 г. одновременно с освоением, производства истребителя МиГ-21Ф начались работы по организации выпуска по советской лицензии ракет К-13 с ИК системой самонаведения (китайское обозначение PL-2). В 1967 г. УР PL-2 была принята на вооружение.
     В 1981 г. был принят на вооружение усовершенствованный вариант ракеты, получивший обозначение PL-2B, имеющий повышенную чувствительность ИК головки самонаведения, большую дальность захвата цели, повышенную стойкость к воздействию помех естественного фона и большую дальность пуска на малых высотах.
     В 1965 г. начались работы над .УР PL-3, имеющей повышенную маневренность на больших высотах, а также увеличенную дальность пуска и более мощную БЧ. По сравнению с УР PL-2 была изменена конструкция эллеронов. В 1972 г. начаты наземные испытания новой УР/ а в апреле 1980 г. она была принята на вооружение.
     В 1986 г. принята на вооружение УР PL-5B имеющая систему наведения с увеличенным по сравнению с УР PL-2B, углом захвата цели новую БЧ повышенной эффективности, а также вдвое более высокую маневренность и разгонные характеристики. На ракете был установлен ИК дистанционный взрыватель.
     В 1987 г. принята на вооружение УР ближнего боя PL-7, обладающая, по сравнению с ранее созданными в КНР ракетами, более высокими маневренными характеристиками.
     С появлением в Китае всепогодных истребителей J-8I и J-8II начались работы по созданию УР с радиолокационной полуактивной системой наведения, подобной американской УР AIM-7 «Спэрроу».
     Ракета, получившая обозначение PL-9, выполнена по нормальной аэродинамической схеме с крестообразным треугольным крылом и оперением. Полуактивная радиолокационная система наведения обеспечивает возможность применения УР против низколетящих целей. Взрыватель радиолокационный. БЧ осколочно-фугасная. Принятие на вооружение УР PL-9 планировалось в 1989-1990 гг.
     Значительная протяженность морских границ Китая и наличие потенциального противника, располагающего мощными ВМС. выдвинуло перед авиационной промышленностью КНР в качестве одной из приоритетных задач создание противо-корабельного управляемого ракетного оружия.

УР «воздух-воздух» PL-9 с полуактивной РЛ ГСН
airw_as_c601.JPG (2677 bytes)

Противокорабельная УР С-601

Противокорабельная УР NY-4

Сверхзвуковая противокорабельная УР С-101
     В 1959 г. было начато освоение выпуска по советской лицензии УР класса корабль-корабль, получившей - китайское обозначение SY-1. Испытания ракеты начались в 1960 г. и завершились в 1966 г. принятием ее на вооружение ВМС КНР. УР SY-1, выполненная по нормальной аэродинамической схеме с треугольным крылом, снабжена маршевым ЖРД и двумя стартовыми твердотопливными ускорителями, расположенными параллельно под корпусом ракеты. Наведение ракеты автономное на маршевом участке и самонаведение – на конечном.
     В 1983 г. принята на вооружение усовершенствованная противокорабельная УР SY-1A, снабженная моноимпульсной малогабаритной РЛС самонаведения сантиметрового диапазона с коническим сканированием, выполненной на транзисторах, усовершенствованным радиовысотомером и имеющая профиль полета уменьшенной высоты (на последнем участке полета – сверхмаловысотный профиль). Ракетами SY-1 и SY-1A вооружены китайские ракетные катера и катера на подводных крыльях, а также СКР.
     На базе УР SY-1 в 1972 г. была создана и в 1974 г. поступила на вооружение противокорабельная УР берегового базирования HY-1, имеющая увеличенную длину корпуса. Вариант УР HY-1 устанавливается также на ракетных эсминцах типа «Люйда» китайской постройки и «Аншан» (тип 7, построены в СССР в 1941-1942 гг. и переданы КНР в 1954-1955 гг.). В 1987 г. был принят на вооружение более совершенный вариант этой УР, получивший обозначение HY-1A.
     Вариант ПКР HY-1, предназначенный для запуска с самолетов H-6D. был создан в конце 1970-х годов и получил обозначение С-601. В отличие от исходной УР, ракета С-601 не имеет стартовых ускорителей. Система наведения автономная с конечным радиолокационным самонаведением (РЛС работает в диапазоне 10-20 ГГц).
     Высота крейсерского полета (около 100 м) поддерживается при помощи радиовысотомера, масса БЧ 510 кг.
     Серийный выпуск УР С-601 начат в первой половине 1980-х годов, УР поставлялась Ираку, имеющему на вооружении бомбардировщики Ту-16 и H-6D.
     Дальнейшим развитием УР С-601 явилась противокорабельная ракета наземного и воздушного базирования HY-4, оснащенная ТРДД (воздухозаборник расположен под корпусом ракеты). Крейсерская высота полета ракеты 200 м, на конечном участке полета УР пикирует на цель. В стадии разработки находится усовершенствованный вариант УР XW-41.
     В 1970 г. были начаты работы по созданию малоразмерной сверхзвуковой противокорабельной ракеты SY-2, оснащенной маршевым ЖРД. Однако в 1980 г. после проведения ряда пусков работы по программе были прекращены в связи с переориентацией ВМС на создание твердотопливных ракет.
     В 1984 г. была создана твердотопливная противокорабельная ракета С-801 («Атакующий орел» YJ-6), предназначенная для оснащения надводных кораблей, ПЛ (запуск в надводном положении), береговых ПУ и легких самолетов (в частности, истребителей-бомбардировщиков Q-5). УР. напоминающая французскую ПКР ММ-38 «Экзосет», выполнена по нормальной аэродинамической схеме с крестообразным треугольным крылом малого удлинения (ракеты с корабельным и наземным стартом имеют твердотопливный ускоритель, также оснащенный оперением большей площади). УР оснащена РЛС самонаведения, работающей в диапазоне 10-20 ГГц, ма.-ювысотный профиль полета поддерживается при помощи радиовысотомера.
     В 1989 г. была продемонстрирована модель противокорабельной УР С-802, отличающейся от УР С-801 применением ТРДД с воздухозаборником, расположенным на нижней поверхности корпуса ракеты.
     В 1980-х годах началась разработка сверхзвуковой ПКР С-101, оснащенной ПВРД и твердотопливным ускорителем. Первая демонстрация модели ракеты состоялась в 1986 г. УР. выполненная по схеме утка, оснащена двумя ПВРД, расположенными на пилонах по бокам корпуса. Вертикальное оперение состоит из двух V-образных треугольных килей и расположенной перед ними поверхности прямоугольной формы. Вариант УР для наземного запуска оснащен двумя твердотопливными ускорителями. Система наведения инсрциальная с конечным радиолокационным самонаведением, крейсерская высота полета 100 м, БЧ бронебойно-фугасная. Поступление на вооружение УР С-101 берегового базирования ожидалось в 1989-1990 гг., УР с воздушным стартом - 1991 г. Ракетой предполагается вооружить бомбардировщики Н-5 и Н-6 и летающие лодки SH-5.
     В настоящее время в других государствах, кроме СССР. Не имеется подобных противокорабельных ракет со сверхзвуковой скоростью. Ракету аналогичного типа совместной франко-германской разработки ANS планируется принять на вооружение не ранее 1998 г.
     Разрабатывается более крупный вариант ракеты С-101, получивший обозначение YH-3, предназначенный для пуска с наземных ПУ.

Малогабаритные ПКР С-802 и С-801
     ЛИТЕРАТУРА:
1. China Today: Aviation Industry. The China Aviation Industry Press, Beijing, 1989.
2. В небе Китая. 1937-1940. Воспоминания советских летчиков-добровольцев, М., «Наука», 1986.
3. Air Enthusiast, 1972, v. 3, 4/X, N 4, p. 195.
4. Сапожников Б. Г. Народно-освободительная война в Китае. М., Воениздат, 1984.
5. Jane's All the World's Aircraft, 1937.
6. Air International, 1989, v. 37, VII, N I, p. 41.
7. Air International, 1990, v, 38, I, N 1, p. 34.
8. Militay. Technology, 1990, v. 14, I, N 1, p. 211.
9. Jane's All the World's Aircraft, 1988-1989.
10. Проспект фирмы CATIC.
11. China Aerospace News, 13/VI 1991.
12. Jane's Weapon Systems, 1978-1979.
13. С h a n t C. Modern Air Weapon. PSL, 1988.
14. Jane's Defence Data. Air Launched Weapons. Issue 5. Lonвon, 1990.
15. Jane's Weapon Systems, 1987-1988.
страница   1    2   3   4    5   6   
Используются технологии uCoz