|
|
|
|
|
|
|
|
ВОЕННЫЕ
САМОЛЕТЫ КИТАЯ (В.Е.Ильин, М.А.Левин) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(статья
из журнала «Техническая информация» №22/1991 г.) |
|
|
|
страница 1
2 3
4 5
6 |
|
|
|
|
|
|
|
БЕСПИЛОТНЫЕ САМОЛЕТЫ
КНР
Наряду с пилотируемыми самолетами, в Китае был
создан ряд беспилотных ЛА различного типа. В 1950-х
годах КНР получила советские беспилотные
самолеты-мишени Ла-17, созданные в 1953 г. в ОКБ С. А.
Лавочкина (первоначально предназначались для
отработки ЗРК «205», также созданного в этом ОКБ; в
дальнейшем беспилотный самолет Ла-17 был принят
на вооружение в качестве самолета-мишени ВВС и
войск ПВО СССР). В 1968 г. было принято решение
освоить выпуск Ла-17 в КНР. Работы по программе
начались в апреле 1968 г. Для летных испытаний было
построено девять ЛА. В 1976 г. работы по созданию
китайского варианта Ла-17, получившего
обозначение СК1, были завершены и в марте 1977 г. он
был принят на вооружение. В отличие от ранних
модификаций Ла-17, которые поставлялись в КНР в
1950-х годах, на китайской беспилотной мишени был
установлен не прямоточный воздушно-реактивный
двигатель, а ТРД WP6. Самолет оснащался
автопилотом китайской разработки, были внесены
изменения в конструкцию планера и топливную
систему, самолет был оптимизирован для другого
типового профиля полета.
Самолет СК1 выполнен по нормальной
аэродинамической схеме с прямоугольным крылом
упрощенной конфигурации, поверхности
вертикального и горизонтального оперения
выполнены , взаимозаменяемыми. ТРД установлен
под фюзеляжем. Взлет осуществляется с наземной
ПУ при помощи порохового ускорителя. Полет
проходит по автономной программе, а также по
командам управления, передаваемым с земли.
Посадка производится на парашюте, после чего ЛА
может быть подготовлен к следующему вылету.
Для изучения последствий ядерного
взрыва в атмосфере была создана модификация
беспилотного ЛА СК1А, использованная во время
ядерных испытаний в марте 1977 г.
В мае 1982 г. были начаты летные
испытания беспилотной мишени СН1В, имеющей
маловысотный профиль полета (принята на
вооружение в феврале 1983 г.).
В 1983 г. начались работы по созданию
беспилотной мишени СК1С. имеющей увеличенную
маневренность. Была изменена система управления
ЛА и двигателем, что обеспечило возможность
маневрирования с большими перегрузками. В 1984 г.
начались летные испытания двух опытных ЛА, в
марте 1985 г. одна мишень была использована в
качестве цели при пяти успешных пусках УР.
В 1965 г. была предпринята попытка
создания беспилотной сверхзвуковой мишени В-6
китайской разработки, однако программа была
прекращена из-за трудностей с созданием
прямоточного воздушно-реактивного двигателя.
В 1969 г. были начаты работы по
созданию высотного беспилотного
разведывательного самолета WZ-5, оснащенного ТРД
WP11. автоматической системой управления и
системой передачи данных на землю. Запуск ЛА
предполагалось осуществлять с борта самолета,
посадку-на парашюте в заданном районе. Режим
полета ЛА - по программе. В 1972 г. было построено
два опытных ЛА, в конструкции которых, очевидно,
были использованы элементы сбитых над
территорией Китая американских беспилотных
разведчиков Файрби BQM-34, широко использовавшихся
в годы войны во Вьетнаме (в США выпущено около 6400
ЛА этого типа). В 1976 г. построено еще два ЛА,
полностью изготовленных в КНР. В 1978 г. ЛА WZ-5 был
принят на вооружение, поступление в части
началось в 1981 г. В качестве носителей ЛА
использовались модернизированные самолеты ВАе
«Трайдент» и Ту-4.
ЛА WZ-5 в основном используется в
качестве высотного фоторазведчнка, однако может
применяться и как самолет-мишень. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Беспилотный ЛА WZ-5
на подвеске под крылом
самолета Ту-4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ДПЛА D-4
производит взлет с палубы боевого
корабля |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для отработки
действий полевой зенитной артиллерии в КНР в
1970-1980-х годах были созданы малоразмерные
радиоуправляемые самолеты-мишени с ПД BJ7104 (до 1986
г. выпущено 2400 ЛА) и В-2. На их базе в марте 1981 г.
началась разработка мини-ДПЛА D-4,
предназначенного для ведения ближней
фоторазведки. В декабре 1983 г. ЛА был принят на
вооружение. Самолет оснащен ПД Хоусай-510 (30 л. с.) с
двухлопастным тянущим винтом. Имеется автопилот,
управление радиокомандное (в процессе взлета до
набора заданной высоты ЛА управляется
автоматически). Масса полезной нагрузки, в состав
которой могут входить датчики различного типа, 28
кг. Конструкция ЛА выполнена в основном из
стеклопластика, для старта с наземной ПУ имеется
твердотоплнвный ускоритель, посадка
осуществляется при помощи парашюта (для
смягчения удара при приземлении используется
опора с гид-ропнсвматичсским амортизатором).
Крыло и оперение выполнены быстросъемными, что
облегчает транспортировку самолета.
Предусмотрена возможность эксплуатации ЛА D-4 с
борта боевых кораблей.
К концу 1991 г. на вооружении ВВС КНР
находилось более 100 истребителей МнГ-15БИС более
250 J-5, более 2500 J-6, более 250 J-7, более 200 J-8. J-8I и J-8II и 22
Су-27, более 550 истребителей-бомбардировщиков Q-5,
более 100 бомбардировщиков Н-6. более 15 Ту-4, более 450
Н-5 100 УТС МиГ-15УТИ, УТС и УБС CL-5, HJ-5 более 1000 УТС CJ-5.
более 1500 CJ-6, 2 транспортных самолета ВАе
«Трайдент» 1Е, 16 «Трай-дент» 2Е. более 20 Y-7, 6 Y-14. 6
Ан-26, 8 Ан-30, 10 Ил-18, более 20 Y-8, 15 Y-ll, 2Y-12, более 50 Ли-2,
более 50 Ил-14 и Ил-2, более 250 Y-5 и Ан-2, 5 CL-601. В 1991 г. в
КНР начаты поставки истребителей Су-27, изучается
возможность закупок самолетов Су-25, Су-24. МиГ-29 и
ан-124 «Руслан».
ВМС Китая располагают 300
истребителями J-6, 100 J5, 100
истребителями-бомбардировщиками Q-5, 150
торпедоносцами Н-5, 150 бомбардировщиками Н-6,
вооруженными противокорабельными УР, 4 летающими
лодками SH-5 и 12 Бе-6, 2 военно-транспортными
самолетами Y-7, 20 Ли-2 и 40 Y-5. Для перспективного
авианесущего корабля водоизмещением 20000 т
изучается возможность закупки палубных СВВП
Як-141.
На вооружении ВВС Албании имеется 15
самолетов J-7, 25 J-6 и 35 J-5; Египет располагает 90
самолетами J-7 и 78 J-6; Бангладеш-27 J-6 (закуплены в
Пакистане), 16 J-7M и 35 CJ-6; Замбия-12 J-6; Зимбабве-24 J-7, 2
CL-5; Иран-18 J-7 и 16 J-6; Ирак- бомбардировщиками Н-6, а
также 65 истребителями J-7 и J-6; Кампучия- б J-6; КНДР-40
истребителями-бомбардировщиками Q5, 100
истребителями J-6, 150 J-5 и 100 УТС китайского
производства, более 200 боенно-транс-портными
самолетами Y-5; Пакистан-54
истребителями-бомбардировщиками Q-5, 95
истребителями J-6 и 20 УТС CJ-5; Танзания - 11 J-7, Ю J-6 и 8
J-5; Шри-Ланка-4 J-7 (заказаны). 2 CJ-5 9 транспортными
самолётами Y-12 и 2 Y-8; Сомали -20 истребителями J-6. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РАКЕТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ КИТАЙСКИХ
БОЕВЫХ САМОЛЕТОВ
Работы по созданию управляемого
ракетного оружия в Китае начались в 1950-х годах с
освоения советских образцов. В 1958 г. были начаты
работы по налаживанию в КНР серийного выпуска
тактической баллистической ракеты Р-2 (первый
успешный пуск БР китайского производства - 5
ноября 19QO г.), в дальнейшем были созданы БР,
имеющие западное обозначение CSS-1 (дальность
пуска 1200 км), CSS-2 (2700 км). OSS-3 (7000 км) и OSS-4 (10000 км.
забрасываемая масса 1400 кг, мощность БЧ 5 Мт),
твердотопливная БРПЛ CSS-N-3 (2800 км, запускается с
ПЛАРБ «Хиа», имеющих 12 шахтных ПУ), а также
тактическая УР «М» (600 км, в общих чертах
напоминает советскую УР Р-300, известную на Западе
как «Скад» В). В 1959 г. началось освоение
производства ЗРК» С-75 (китайское обозначение HQ.1,
первые успешные пуски-июль 1963 г., поступление на
вооружение-декабрь 1964 г.).
В 1980-х годах была создана ЗУР YQ-61
ближнего действия (10 км), предназначенная как для
наземной ПВО, так и для оснащения кораблей, а
также ПЗРК HN-5A (вариант советского ПЗРК «Стрела»).
Одновременно с освоением выпуска
истребителя МиГ-19ПМ, имеющего ракетное
вооружение, на заводе в г. Жужоу началось
освоение УР Р-5М класса воздух - воздух с
радиокомандной системой наведения, которой
оснащался этот самолет. Ракета, выпускаемая в
Китае, получила обозначение PL-1. В марте 1960 г. была
выпущена первая партия УР, однако опытные пуски
закончились неудачно и выпуск ракет был
приостановлен. После выявления причины
неудачных пусков (неудовлетворительная
настройка бортовой РЛС истребителя) в 1962 г.
производство УР возобновилось.
В 1962 г. одновременно с освоением,
производства истребителя МиГ-21Ф начались работы
по организации выпуска по советской лицензии
ракет К-13 с ИК системой самонаведения (китайское
обозначение PL-2). В 1967 г. УР PL-2 была принята на
вооружение.
В 1981 г. был принят на вооружение
усовершенствованный вариант ракеты, получивший
обозначение PL-2B, имеющий повышенную
чувствительность ИК головки самонаведения,
большую дальность захвата цели, повышенную
стойкость к воздействию помех естественного
фона и большую дальность пуска на малых высотах.
В 1965 г. начались работы над .УР PL-3,
имеющей повышенную маневренность на больших
высотах, а также увеличенную дальность пуска и
более мощную БЧ. По сравнению с УР PL-2 была
изменена конструкция эллеронов. В 1972 г. начаты
наземные испытания новой УР/ а в апреле 1980 г. она
была принята на вооружение.
В 1986 г. принята на вооружение УР PL-5B
имеющая систему наведения с увеличенным по
сравнению с УР PL-2B, углом захвата цели новую БЧ
повышенной эффективности, а также вдвое более
высокую маневренность и разгонные
характеристики. На ракете был установлен ИК
дистанционный взрыватель.
В 1987 г. принята на вооружение УР
ближнего боя PL-7, обладающая, по сравнению с ранее
созданными в КНР ракетами, более высокими
маневренными характеристиками.
С появлением в Китае всепогодных
истребителей J-8I и J-8II начались работы по созданию
УР с радиолокационной полуактивной системой
наведения, подобной американской УР AIM-7
«Спэрроу».
Ракета, получившая обозначение PL-9,
выполнена по нормальной аэродинамической схеме
с крестообразным треугольным крылом и оперением.
Полуактивная радиолокационная система
наведения обеспечивает возможность применения
УР против низколетящих целей. Взрыватель
радиолокационный. БЧ осколочно-фугасная.
Принятие на вооружение УР PL-9 планировалось в
1989-1990 гг.
Значительная протяженность
морских границ Китая и наличие потенциального
противника, располагающего мощными ВМС.
выдвинуло перед авиационной промышленностью КНР
в качестве одной из приоритетных задач создание
противо-корабельного управляемого ракетного
оружия. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
УР
«воздух-воздух» PL-9 с полуактивной РЛ ГСН
Противокорабельная
УР С-601 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Противокорабельная
УР NY-4
Сверхзвуковая
противокорабельная УР С-101 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В 1959 г. было начато
освоение выпуска по советской лицензии УР класса
корабль-корабль, получившей - китайское
обозначение SY-1. Испытания ракеты начались в 1960 г.
и завершились в 1966 г. принятием ее на вооружение
ВМС КНР. УР SY-1, выполненная по нормальной
аэродинамической схеме с треугольным крылом,
снабжена маршевым ЖРД и двумя стартовыми
твердотопливными ускорителями, расположенными
параллельно под корпусом ракеты. Наведение
ракеты автономное на маршевом участке и
самонаведение – на конечном.
В 1983 г. принята на вооружение
усовершенствованная противокорабельная УР SY-1A,
снабженная моноимпульсной малогабаритной РЛС
самонаведения сантиметрового диапазона с
коническим сканированием, выполненной на
транзисторах, усовершенствованным
радиовысотомером и имеющая профиль полета
уменьшенной высоты (на последнем участке полета
– сверхмаловысотный профиль). Ракетами SY-1 и SY-1A
вооружены китайские ракетные катера и катера на
подводных крыльях, а также СКР.
На базе УР SY-1 в 1972 г. была создана и в
1974 г. поступила на вооружение противокорабельная
УР берегового базирования HY-1, имеющая
увеличенную длину корпуса. Вариант УР HY-1
устанавливается также на ракетных эсминцах типа
«Люйда» китайской постройки и «Аншан» (тип 7,
построены в СССР в 1941-1942 гг. и переданы КНР в 1954-1955
гг.). В 1987 г. был принят на вооружение более
совершенный вариант этой УР, получивший
обозначение HY-1A.
Вариант ПКР HY-1, предназначенный для
запуска с самолетов H-6D. был создан в конце 1970-х
годов и получил обозначение С-601. В отличие от
исходной УР, ракета С-601 не имеет стартовых
ускорителей. Система наведения автономная с
конечным радиолокационным самонаведением (РЛС
работает в диапазоне 10-20 ГГц).
Высота крейсерского полета (около
100 м) поддерживается при помощи радиовысотомера,
масса БЧ 510 кг.
Серийный выпуск УР С-601 начат в
первой половине 1980-х годов, УР поставлялась
Ираку, имеющему на вооружении бомбардировщики
Ту-16 и H-6D.
Дальнейшим развитием УР С-601
явилась противокорабельная ракета наземного и
воздушного базирования HY-4, оснащенная ТРДД
(воздухозаборник расположен под корпусом
ракеты). Крейсерская высота полета ракеты 200 м, на
конечном участке полета УР пикирует на цель. В
стадии разработки находится
усовершенствованный вариант УР XW-41.
В 1970 г. были начаты работы по
созданию малоразмерной сверхзвуковой
противокорабельной ракеты SY-2, оснащенной
маршевым ЖРД. Однако в 1980 г. после проведения ряда
пусков работы по программе были прекращены в
связи с переориентацией ВМС на создание
твердотопливных ракет.
В 1984 г. была создана
твердотопливная противокорабельная ракета С-801
(«Атакующий орел» YJ-6), предназначенная для
оснащения надводных кораблей, ПЛ (запуск в
надводном положении), береговых ПУ и легких
самолетов (в частности,
истребителей-бомбардировщиков Q-5). УР.
напоминающая французскую ПКР ММ-38 «Экзосет»,
выполнена по нормальной аэродинамической схеме
с крестообразным треугольным крылом малого
удлинения (ракеты с корабельным и наземным
стартом имеют твердотопливный ускоритель, также
оснащенный оперением большей площади). УР
оснащена РЛС самонаведения, работающей в
диапазоне 10-20 ГГц, ма.-ювысотный профиль полета
поддерживается при помощи радиовысотомера.
В 1989 г. была продемонстрирована
модель противокорабельной УР С-802, отличающейся
от УР С-801 применением ТРДД с воздухозаборником,
расположенным на нижней поверхности корпуса
ракеты.
В 1980-х годах началась разработка
сверхзвуковой ПКР С-101, оснащенной ПВРД и
твердотопливным ускорителем. Первая
демонстрация модели ракеты состоялась в 1986 г. УР.
выполненная по схеме утка, оснащена двумя ПВРД,
расположенными на пилонах по бокам корпуса.
Вертикальное оперение состоит из двух V-образных
треугольных килей и расположенной перед ними
поверхности прямоугольной формы. Вариант УР для
наземного запуска оснащен двумя
твердотопливными ускорителями. Система
наведения инсрциальная с конечным
радиолокационным самонаведением, крейсерская
высота полета 100 м, БЧ бронебойно-фугасная.
Поступление на вооружение УР С-101 берегового
базирования ожидалось в 1989-1990 гг., УР с воздушным
стартом - 1991 г. Ракетой предполагается вооружить
бомбардировщики Н-5 и Н-6 и летающие лодки SH-5.
В настоящее время в других
государствах, кроме СССР. Не имеется подобных
противокорабельных ракет со сверхзвуковой
скоростью. Ракету аналогичного типа совместной
франко-германской разработки ANS планируется
принять на вооружение не ранее 1998 г.
Разрабатывается более крупный
вариант ракеты С-101, получивший обозначение YH-3,
предназначенный для пуска с наземных ПУ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Малогабаритные
ПКР С-802 и С-801 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЛИТЕРАТУРА:
1. China Today: Aviation
Industry. The China Aviation Industry Press, Beijing, 1989.
2. В небе Китая. 1937-1940. Воспоминания советских
летчиков-добровольцев, М., «Наука», 1986.
3. Air Enthusiast, 1972, v. 3, 4/X, N 4, p. 195.
4. Сапожников Б. Г. Народно-освободительная война
в Китае. М., Воениздат, 1984.
5. Jane's All the World's Aircraft, 1937.
6. Air International, 1989, v. 37, VII, N I, p. 41.
7. Air International, 1990, v, 38, I, N 1, p. 34.
8. Militay. Technology, 1990, v. 14, I, N 1, p. 211.
9. Jane's All the World's Aircraft, 1988-1989.
10. Проспект фирмы CATIC.
11. China Aerospace News, 13/VI 1991.
12. Jane's Weapon Systems, 1978-1979.
13. С h a n t C. Modern Air Weapon. PSL, 1988.
14. Jane's Defence Data. Air Launched Weapons. Issue 5. Lonвon, 1990.
15. Jane's Weapon Systems, 1987-1988. |
|
|
|
|
|
|
|
|
страница 1
2 3 4
5 6 |
|
|
|