ВОЕННЫЕ   САМОЛЕТЫ  КИТАЯ  (В.Е.Ильин, М.А.Левин)
      (статья из журнала «Техническая информация» №22/1991 г.)     
страница   1    2   3   4    5   6   
     КИТАЙСКИЕ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЕ САМОЛЕТЫ
     Основными типами военно-транспортных самолетов Китая являются самолеты советского производства АН-2, Ли-2 и Ил-14, поставлявшиеся КНР в 1950-х годах. Первым военно-транспортным самолетом, выпуск которого был налажен в КНР, явился самолет Ан-2 (Y-5), производство которого было освоено в 1957 г. по советской лицензии на авиазаводе в Нанчанге. До 1986 г. выпущено 727 самолетов этого типа, в том числе 229 - для сельскохозяйственной авиации и 114 - для обслуживания местных воздушных линий.
     На основе конструкции самолета Ан-24 в 1966 г. была начата разработка транспортного самолета Y-7, совершившего первый полет 25 декабря 1970г. (летчик Ли Беншун). В 1977 г. был начат серийный выпуск самолета. В 1986 г. был создан самолет Y-7-100 (рис. 32, 33), имеющий крыло с концевыми шайбами. Дальнейшим развитием самолета явился самолет Y-7-200, имеющий более экономичный двигатель, и транспортный самолет Y-7-300 с кормовой грузовой рампой.
     В 1968 г. начались работы по созданию тяжелого военно-транспортного самолета Y-8 на основе самолета Ан-12. Первый полет самолета состоялся 25 декабря 1974 г. Серийный выпуск был начат в 1980 г. на авиазаводе в г. Шанхае (к 1986 г. было построено 25 самолетов).
     Самолет конструктивно подобен ВТС Ан -12, но имеет несколько измененную «форму носовой части фюзеляжа. Фирма Лнттон Канада проводит работы по модернизации навигационного оборудования самолета, включающего доплеровскую и обзорную РЛС, ИНС и радиокомпас. На двух самолетах Y-8 была установлена противообледенительная система остекления кабины фирмы Салли (Франция).
     На основе ВТС Y-8 в 1985' г. был создан морской патрульный самолет (рис, 35), имеющий носовую часть с увеличенной площадью остекления, обзорную РЛС Литтон Канада APS-504. сдвоенную ИНС Литтон LTN-72R, терминал радионавигационной системы «Омега» LTN-211, связное радиооборудование фирмы Коллинз. Самолет может использоваться как в военных целях, так и для поиска косяков рыб, экологического контроля в районе нефтедобычи.
     На базе самолета Y-8 велись работы по. созданию самолета-заправщика и самолета ДРЛО. Другой опытный самолет ДРЛО ранее был создан на базе бомбардировщика Ту-4 и имел РЛС, установленную в грибообразном обтекателе над фюзеляжем.

Военно-транспортный самолет Y-7-100

Самолет Y-8. Внизу – морской патрульный вариант.
     УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ САМОЛЕТЫ КИТАЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА
     Освоение серийного производства самолета первоначального обучения Як-18 (китайское обозначение CJ-5) началось в первой половине 1950-х годов, первый полет самолета CJ-5, построенного в КНР, состоялся 3 июля 1954 г. (летчик Дуан Хианглу). В период с 1954 по 1959 гг. было выпущено 379 самолетов этого типа.
     Переход боевых самолетов на трехопорное шасси вызвал необходимость подобного перехода и для учебно-тренировочных самолетов. Самолет Як-18А с трехопорным шасси был поставлен в КНР из СССР и изучен китайскими специалистами на заводе в Шеньяне, однако конструкция этого УТС, выполненная из хромансалевых труб, была признана не соответствующей условиям Китая, где был налажен выпуск в больших количествах алюминиевых сплавов. Было принято решение разработать конструкцию перспективного УТС собственными силами. Проектирование самолета осуществлялось Линь Юахуа и Ченг Буши в 1957- 1958 гг. В мае 1958 г. был построен натурный макет самолета, а 27 августа 1958 г. состоялся его первый полет (летчик Лю Маофан). Первоначально на самолете устанавливался ПД и винт чехословацкого производства, однако и августе 1959 г. самолет был переоснащен советским двигателем А-14Р. В 1961 г. был построен второй опытный самолет, отличающийся конструкцией капота.
     Серийный выпуск УТС CJ-6 был начат в январе 1962г., в 1963г. в КНР был освоен выпуск ПД А-14Р (китайское обозначение HS-6) ч винтов для самолетов CJ-6 (в 1965 г. был выпущен усовершенствованный ПД HS-6A, самолет, оснащенный этим двигателем, получил обозначение CJ-6A). В 1964-1966 гг. было построено 10 самолетов CJ-6B, имеющих вооружение. Всего до 1986 г. было выпущено 1796 УТС J-6 различных модификаций. Самолеты поставлялись Бангладеш, КНДР, Вьетнаму и Замбии.
     В октябре 1956 г. в ОКБ авиазавода в г. Шень-яне (организовано в сентябре 1956 г.) начались работы по созданию реактивного УТС JJ-1. Самолет, выполненный по нормальной схеме, имел кабину с последовательным расположением кресел, два боковых воздухозаборника, ТРД, размещенный в центре фюзеляжа, трехопорное шасси. Первый полет самолета состоялся 26 июля 1958 г. Результаты летных испытаний подтвердили расчетные характеристики самолета (следует заметить, что УТС JJ-1 был создан ранее многих аналогичных самолетов за рубежом и имел более высокие, чем у существовавших УТС, ЛТХ). Однако отказ от трехэтапного цикла подготовки летчиков в ВВС Китая (самолет первоначального обучения JJ-1 -МиГ-15УТИ) и переход на двухэтапный цикл (самолет первоначального обучения-МиГ-15УТИ) привел к прекращению программы УТС JJ-1.
     Работы по реактивным УТС в Китае были возобновлены в 1980-х годах, когда совместно с Пакистаном было начато создание учебно-боевого самолета К-8, предназначенного для обучения и тренировки летчиков, а также для проведения ударных операций.
     Самолет К-8 выполнен по нормальной схеме с низкорасположенным прямым крылом и стреловидным вертикальным оперением. Ресурс по(планеру определен в 8000 ч). Для установки на самолете использован ТРДД Гаррет TFE731-2A-2A (1х1633 кгс). Монтаж и демонтаж двигателя производится через съемную панель на нижней поверхности фюзеляжа (в полевых условиях замена ТРДД занимает менее 50 мин). Возможно использование и других двигателей, в частности ТРДД DV-2 советско-чехословацкой разработки. В двухместной кабине с последовательным расположением летчиков применены катапультные кресла Мартин-Бейкер ML-10L, обеспечивающие покидание самолета на скоростях 0-900 км/ч и на нулевой высоте. Кабинное оборудование, разработанное с участием фирмы Колинз, включает цветные индикаторы на ЭЛТ (по. два в каждой кабине). Самолет оснащен встроенной пушкой калибром 23 мм, и вооружением на четырех узлах внешней подвески, включающем бомбы калибром 6-250 кг, блоки НАР (57 мм), УР PL-7, контейнеры с бомбовыми кассетами.
     Типовой цикл подготовки летчиков для самолетов Q-5 или Нортроп F-5 должен включать 20-30ч налета на УТС первоначального обучения и 170-180 ч-на УБС К-8; для самолетов J-7. J-8, Дженерал Дайнэмикс F-16 и Макдоннелл-Дуглас F/A-18-20-30 ч на УТС первоначального обучения, 150 ч на УБС К-8 и 70 ч на УБ,С углубленного обучения.

Самолет CJ-6

Самолет К-8
страница   1    2   3   4    5   6   
Используются технологии uCoz