|
|
|
![](../images/u_01.gif) |
![](../images/flag_china.gif) |
![](../images/u_03.gif) |
![](../images/butt.gif) |
![](../images/u_05.gif) |
ВОЕННЫЕ
САМОЛЕТЫ КИТАЯ (В.Е.Ильин, М.А.Левин) |
|
|
![](../images/u_07.gif) |
|
|
|
|
|
|
|
(статья
из журнала «Техническая информация» №22/1991 г.) ![](../images/butt.gif) |
|
|
|
страница 1
2 3
4 5
6 |
|
|
|
![](../images/corner02-.gif) |
|
|
|
КИТАЙСКИЕ
ВОЕННО-ТРАНСПОРТНЫЕ САМОЛЕТЫ
Основными типами военно-транспортных самолетов
Китая являются самолеты советского производства
АН-2, Ли-2 и Ил-14, поставлявшиеся КНР в 1950-х годах.
Первым военно-транспортным самолетом, выпуск
которого был налажен в КНР, явился самолет Ан-2
(Y-5), производство которого было освоено в 1957 г. по
советской лицензии на авиазаводе в Нанчанге. До
1986 г. выпущено 727 самолетов этого типа, в том числе
229 - для сельскохозяйственной авиации и 114 - для
обслуживания местных воздушных линий.
На основе конструкции самолета Ан-24
в 1966 г. была начата разработка транспортного
самолета Y-7, совершившего первый полет 25 декабря
1970г. (летчик Ли Беншун). В 1977 г. был начат серийный
выпуск самолета. В 1986 г. был создан самолет Y-7-100
(рис. 32, 33), имеющий крыло с концевыми шайбами.
Дальнейшим развитием самолета явился самолет
Y-7-200, имеющий более экономичный двигатель, и
транспортный самолет Y-7-300 с кормовой грузовой
рампой.
В 1968 г. начались работы по созданию
тяжелого военно-транспортного самолета Y-8 на
основе самолета Ан-12. Первый полет самолета
состоялся 25 декабря 1974 г. Серийный выпуск был
начат в 1980 г. на авиазаводе в г. Шанхае (к 1986 г. было
построено 25 самолетов).
Самолет конструктивно подобен ВТС
Ан -12, но имеет несколько измененную «форму
носовой части фюзеляжа. Фирма Лнттон Канада
проводит работы по модернизации навигационного
оборудования самолета, включающего доплеровскую
и обзорную РЛС, ИНС и радиокомпас. На двух
самолетах Y-8 была установлена
противообледенительная система остекления
кабины фирмы Салли (Франция).
На основе ВТС Y-8 в 1985' г. был создан
морской патрульный самолет (рис, 35), имеющий
носовую часть с увеличенной площадью остекления,
обзорную РЛС Литтон Канада APS-504. сдвоенную ИНС
Литтон LTN-72R, терминал радионавигационной системы
«Омега» LTN-211, связное радиооборудование фирмы
Коллинз. Самолет может использоваться как в
военных целях, так и для поиска косяков рыб,
экологического контроля в районе нефтедобычи.
На базе самолета Y-8 велись работы
по. созданию самолета-заправщика и самолета ДРЛО.
Другой опытный самолет ДРЛО ранее был создан на
базе бомбардировщика Ту-4 и имел РЛС,
установленную в грибообразном обтекателе над
фюзеляжем. |
|
|
|
![](../images/corner04-.gif) |
|
![](../images/corner03-.gif) |
|
|
|
![](../images/corner01.gif) |
|
![](../images/corner02.gif) |
|
|
|
|
|
|
|
![](../china-air/air19.gif)
Военно-транспортный
самолет Y-7-100 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
![](../images/corner04.gif) |
|
![](../images/corner03.gif) |
|
|
|
![](../images/corner01.gif) |
|
![](../images/corner02.gif) |
|
|
|
|
|
|
|
![](../china-air/air20.gif)
Самолет Y-8. Внизу
– морской патрульный вариант. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
![](../images/corner04.gif) |
|
![](../images/corner03.gif) |
|
|
|
|
|
![](../images/corner02-.gif) |
|
|
|
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ
САМОЛЕТЫ КИТАЙСКОГО ПРОИЗВОДСТВА
Освоение серийного производства
самолета первоначального обучения Як-18
(китайское обозначение CJ-5) началось в первой
половине 1950-х годов, первый полет самолета CJ-5,
построенного в КНР, состоялся 3 июля 1954 г. (летчик
Дуан Хианглу). В период с 1954 по 1959 гг. было
выпущено 379 самолетов этого типа.
Переход боевых самолетов на
трехопорное шасси вызвал необходимость
подобного перехода и для учебно-тренировочных
самолетов. Самолет Як-18А с трехопорным шасси был
поставлен в КНР из СССР и изучен китайскими
специалистами на заводе в Шеньяне, однако
конструкция этого УТС, выполненная из
хромансалевых труб, была признана не
соответствующей условиям Китая, где был налажен
выпуск в больших количествах алюминиевых
сплавов. Было принято решение разработать
конструкцию перспективного УТС собственными
силами. Проектирование самолета осуществлялось
Линь Юахуа и Ченг Буши в 1957- 1958 гг. В мае 1958 г. был
построен натурный макет самолета, а 27 августа 1958
г. состоялся его первый полет (летчик Лю Маофан).
Первоначально на самолете устанавливался ПД и
винт чехословацкого производства, однако и
августе 1959 г. самолет был переоснащен советским
двигателем А-14Р. В 1961 г. был построен второй
опытный самолет, отличающийся конструкцией
капота.
Серийный выпуск УТС CJ-6 был начат в
январе 1962г., в 1963г. в КНР был освоен выпуск ПД А-14Р
(китайское обозначение HS-6) ч винтов для самолетов
CJ-6 (в 1965 г. был выпущен усовершенствованный ПД HS-6A,
самолет, оснащенный этим двигателем, получил
обозначение CJ-6A). В 1964-1966 гг. было построено 10
самолетов CJ-6B, имеющих вооружение. Всего до 1986 г.
было выпущено 1796 УТС J-6 различных модификаций.
Самолеты поставлялись Бангладеш, КНДР, Вьетнаму
и Замбии.
В октябре 1956 г. в ОКБ авиазавода в г.
Шень-яне (организовано в сентябре 1956 г.) начались
работы по созданию реактивного УТС JJ-1. Самолет,
выполненный по нормальной схеме, имел кабину с
последовательным расположением кресел, два
боковых воздухозаборника, ТРД, размещенный в
центре фюзеляжа, трехопорное шасси. Первый полет
самолета состоялся 26 июля 1958 г. Результаты летных
испытаний подтвердили расчетные характеристики
самолета (следует заметить, что УТС JJ-1 был создан
ранее многих аналогичных самолетов за рубежом и
имел более высокие, чем у существовавших УТС,
ЛТХ). Однако отказ от трехэтапного цикла
подготовки летчиков в ВВС Китая (самолет
первоначального обучения JJ-1 -МиГ-15УТИ) и переход
на двухэтапный цикл (самолет первоначального
обучения-МиГ-15УТИ) привел к прекращению
программы УТС JJ-1.
Работы по реактивным УТС в Китае
были возобновлены в 1980-х годах, когда совместно с
Пакистаном было начато создание учебно-боевого
самолета К-8, предназначенного для обучения и
тренировки летчиков, а также для проведения
ударных операций.
Самолет К-8 выполнен по нормальной
схеме с низкорасположенным прямым крылом и
стреловидным вертикальным оперением. Ресурс
по(планеру определен в 8000 ч). Для установки на
самолете использован ТРДД Гаррет TFE731-2A-2A (1х1633
кгс). Монтаж и демонтаж двигателя производится
через съемную панель на нижней поверхности
фюзеляжа (в полевых условиях замена ТРДД
занимает менее 50 мин). Возможно использование и
других двигателей, в частности ТРДД DV-2
советско-чехословацкой разработки. В
двухместной кабине с последовательным
расположением летчиков применены катапультные
кресла Мартин-Бейкер ML-10L, обеспечивающие
покидание самолета на скоростях 0-900 км/ч и на
нулевой высоте. Кабинное оборудование,
разработанное с участием фирмы Колинз, включает
цветные индикаторы на ЭЛТ (по. два в каждой
кабине). Самолет оснащен встроенной пушкой
калибром 23 мм, и вооружением на четырех узлах
внешней подвески, включающем бомбы калибром 6-250
кг, блоки НАР (57 мм), УР PL-7, контейнеры с бомбовыми
кассетами.
Типовой цикл подготовки летчиков
для самолетов Q-5 или Нортроп F-5 должен включать
20-30ч налета на УТС первоначального обучения и
170-180 ч-на УБС К-8; для самолетов J-7. J-8, Дженерал
Дайнэмикс F-16 и Макдоннелл-Дуглас F/A-18-20-30 ч на УТС
первоначального обучения, 150 ч на УБС К-8 и 70 ч на
УБ,С углубленного обучения. |
|
|
|
![](../images/corner04-.gif) |
|
![](../images/corner03-.gif) |
|
|
|
|
страница 1
2 3
4 5
6 |
|
|
|