|
|
|
|
|
|
|
|
ВОЕННЫЕ
САМОЛЕТЫ КИТАЯ (В.Е.Ильин, М.А.Левин) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(статья
из журнала «Техническая информация» №22/1991 г.) |
|
|
|
страница 1
2 3
4 5 6 |
|
|
|
|
|
|
|
БОМБАРДИРОВЩИКИ,
САМОЛЕТЫ ПЛО И ДРЛО КИТАЙСКОЙ РАЗРАБОТКИ
В 1950-х годах Китаю было поставлено
значительное число фронтовых бомбардировщиков
Ил-28, созданных в СССР в 1948 г. и принятых на
вооружение советских ВВС в 1950 г. На авиазаводе в
г. Харбине осуществлялись работы по ремонту и
модернизации этих самолетов, а также велось
изготовление для бомбардировщиков Ил-28 запасных
частей. Модернизации подвергалось до 40%
конструкции исходного самолета, в частности,
крыло, две половины которого на исходном
самолете стыковались по технологическому
разъему по линии хорд, было заменено на крыло
обычной конструкции, что позволило сэкономить 110
кг массы планера, предпринимались шаги по
унификации оборудования и вооружения китайских
самолетов Ил-28 с соответствующим оборудованием
бомбардировщика Н-6 (на одном самолете вместо
кормовой оборонительной установки Ил-К6 была
применена кормовая оборонительная установка
самолета Н-6), устанавливался новый
бомбардировочный радиолокационный и оптический
прицелы, усовершенствованная кормовая
оборонительная установка с увеличенным
боекомплектом и пушками с более высокой
скоро-стрельностью, новая система опознавания
свой-чужой.
Прекращение поступления
современной авиационной техники из СССР, а также
отсутствие и Китае тактического бомбардировщика
собственной разработки выдвинули перед
авиапромышленностью КНР задачу освоения выпуска
бомбардировщика Ил-28 на китайских предприятиях.
В 1967 г. в Харбине была начата подготовка к
налаживанию производства этого самолета,
получившего китайское обозначение Н-5. Постройка
двух опытных самолетов была начата в 1964 г. и
завершена в 1966 г. Один из них был передан на
статиспытания, а другой совершил первый полет 26
сентября 1966 г. Серийный выпуск бомбардировщиков
был начат в апреле 1967 г.
В сентябре 1967 г. был создан вариант
самолета Н-5, предназначенный для доставки
тактического ядерного оружия (первое испытание
со сбросом ядерной бомбы – 27 декабря 1968 г.). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самолет Ту-4
(внизу справа – Ту-80) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В 1970 г. началась работа по
созданию фоторазведчика HZ-5. Самолет оснащался
двумя АФА, предназначенными для высотного
фотографирования в дневное и ночное время. Под
крылом подвешивались дополнительные топливные
баки. Дальность полета по сравнению с исходным
бомбардировщиком возросла на 47%, боевой радиус
действия-на 50% и продолжительность полета-на 1 ч 23
мин. Самолет предназначался для ведения как
тактической, так и оперативно-тактической
разведки и был принят на вооружение в 1977 г.
12 декабря 1970 г. состоялся первый
полет УТС HJ-5. принятого на вооружение в апреле 1972
г. (построено 187 самолетов этого типа).
В начале 1950-х годов СССР поставил
Китаю несколько десятков тяжелых
бомбардировщиков Ту-4. оснащенных четырьмя ПД.
Однако характеристики этих самолетов в середине
1950-х годов перестали удовлетворять требованиям
ВВС КНР. В связи с этим в начале 1956 г. было
заключено советско-китайское
межправительственное соглашение о постройке в
КНР с советской, помощью предприятий по
производству современных бомбардировщиков. Р
сентябре 1957 г. было подписано соглашение о
передаче Китаю лицензии на выпуск
бомбардировщика Ту-16, созданного в 1962 г. под
руководством А. Н. Туполева. В соответствии с этим
соглашением Китай получал два самолета Ту-16,
комплект деталей, необходимых для освоения
сборки самолета на китайском предприятии,
техническую и технологическую документацию. Для
постройки самолета Ту-16 были задействованы
авиазаводы в городах Харбин и Хиан. В мае 1959 г. в
Харбине началась сборка самолета Ту-16 из
советских деталей (для оказания технической
помощи в Харбин с авиазавода в Шеньяне было
командировано 200 квалифицированных рабочих).
Первый полет этого самолета состоялся 27 сентября
1959 г., а в декабре бомбардировщик был передан ВВС.
На авиазавод в г. Хиан, вступивший в
строй в 1958 г., было направлено 1040 ИТР и 1697 рабочих
с завода в Шеньяне. В 1951 г. было принято решение о
передаче на этот завод всех работ по освоению
самолета Ту-16. Самолет получил китайское
обозначение Н-6А и в 1960-х годах являлся самым
крупным и технически сложным китайским
самолетом.
Изготовление оснастки для
серийного выпуска бомбардировщиков было начато
в 1964 г. В 1966 г. был изготовлен первый самолет,
предназначенный для статиспытаний. 24 декабря 1968
г. первый самолет Н-6А, полностью изготовленный в
Китае, совершил первый полет (командир экипажа Ли
Юануй).
Еще до освоения серийного
производства самолета Н-6А, в 1963 г. на заводе в
Хиане началось переоборудование
бомбардировщика Ту-16, собранного в Харбине из
советских деталей в 1959 г., в носитель атомной
бомбы. Был модернизирован бомбовый отсек,
система сброса вооружения, установлена система
охлаждения боеприпаса, средства биологической
защиты экипажа и контрольно-измерительное
оборудование, необходимое для испытаний
ядерного оружия. Переоборудование самолета было
завершено в 1964 г., 14 мая 1965 г. бомбардировщик
провел успешный сброс ядерной бомбы в пустынном
районе на западе Китая.
В 1970 г. были начаты работы по
созданию для бомбардировщика Н-6
навигационно-бомбардиро-вочной системы нового
поколения с высоким уровнем автоматизации. В
состав системы входила навигационная БЦВМ,
автоматический прокладчик, доплеровская
навигационная РЛС, усовершенствованный
автопилот и радиолокационный бомбардировочный
прицел. Летные испытания самолета, оснащенного
новой навигационно-бомбардировочной системой,
начались в 1975 г. и завершились в 1981 г., серийный
выпуск самолетов был начат в 1982 г.
Для действия на морских ТВД против
надводных кораблей противника в 1975 г. были начаты
работы над бомбардировщиком H-6D, вооруженным
противокорабельными УР. Самолет был оснащен
системой управления пуском ракет,
автоматизированной
навигационно-бомбардировочной системой, новой
обзорной РЛС. Была усилена конструкция планера. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Первый
полет самолета H-6D состоялся 29 августа 1981 г., 6
декабря 1981 г. самолет произвел первый
испытательный пуск ракет. Программа летных
испытаний самолета и системы оружия была
завершена в конце 1983 г., самолет был принят на
вооружение в декабре 1985 г.
Самолеты H-6D поставлялись ВВС
Египта и Ирака.
Бомбардировщик Н-6 используется в
китайском летно-исследовательском институте в
качестве летающей лаборатории для отработки
перспективных двигателей, а также для запуска
скоростных высотных беспилотных
самолетов-мишеней.
Ведутся работы по варианту
самолета-заправщика и разведчика на базе
бомбардировщика Н-6.
Для обновления парка
бомбардировочной авиации в середине 1980-х годов в
КНР была начата разработка сверхзвукового
бомбардировщика ХАС-7, предназначенного в
основном для действий с малых высот. Самолет
относится к классу тактических ударных
самолетов Дженерал Дайнэмикс F-111, «Торнадо» и
Су-24. Первый полет нового бомбардировщика
планировался на 1988 г.
Самолет выполнен по нормальной
схеме с высокорасположенным стреловидным
неподвижным крылом, имеющим небольшие наплывы,
запил по передней кромке и аэродинамические
гребни. Вертикальное оперение однокилевое, с
изломом по передней кромке, горизонтальное
оперение цельно-поворотное, имеется небольшой
подфюзеляжный киль. Силовая установка первых
двух опытных самолетов состоит из двух ТРДДФ
Роллс-Ройс «Спей» Mk.202 (2х9325 кгс). Серийные
бомбардировщики предполагается оснастить ТРДДФ
WS-6 (2х12500 кгс) китайской разработки.
Воздухозаборники боковые нерегулируемые. Экипаж
размещается в двухместной кабине с
последовательным расположением кресел.
Самолет оснащен РЛС следования
рельефу местности, ИНС, ИЛС, катапультными
креслами HTY-4 китайской разработки,
обеспечивающими катапультирование на скоростях
от 0 до 1000 км/ч и высотах от 0 до 20000 м.
Вооружение бомбардировщика
включает двухствольную пушку 23-2. На концах крыла
расположены узлы подвески УР класса
воздух-воздух с ИК системой самонаведения. На
четырех подкрыльевых узлах возможна подвеска
бомб, НАР и УР.
Для использования на морских ТВД
разрабатывается противокорабельный вариант
самолета ХАС-7, вооруженный двумя УР С-801, имеющими
маловысотный профиль полета. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самолет Н-6D (вид
сверху) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Самолет SH-5 на
взлете с воды |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для ведения
морской разведки и противолодочных операций
китайские ВМС с 1950-х годов располагали летающими
лодками Бе-6 советского производства,
оснащенными поршневыми двигателями, однако к
концу 1960-х годов большинство этих самолетов
выработало ресурс, и перед китайской авиационной
промышленностью была поставлена задача
разработки и выпуска усовершенствованной
летающей лодки, оснащенной ТВД. Работы над но вым
самолетом, получившим обозначение SH-5, начались и
НИИ гидроавиации и ОКБ Харбинского авиазавода в
1968 г. Техническое проектирование самолета было
завершено в феврале 1970 г., сборка первого
самолета, предназначенного для статиспытаний-в
октябре 1970 г., статис-пытаиия-в августе 1974 г. В
декабре 1973 г. завершилась сборка первого летного
экземпляра летающей лодки и в октябре 1974 г.
начались ее рулежные испытания. Первый полет
самолета SH-5 состоялся 3 апреля 1976 г. (командир
экипажа Хуанг Хингхуй).
До ноября 1984 г. было построено еще
четыре опытных самолета SH-5. Программа летных
испытаний завершилась в конце 1985 г.
Самолет напоминает летающую лодку
Бе-12, но оснащен четырьмя ТВД WJ-5A-I (4х3150 л. с.) и не
имеет шасси для посадки на наземные аэродромы.
Оперение двухкилевос. Самолет оснащен поисковой
РЛС, магнитометром и оптическим
бомбардировочным прицелом. В перспективе
предполагается установка БРЭО, используемого в
настоящее время на самолете «Атлантика 2».
Вооружение включает сверхзвуковые УР С-101,
малогабаритные противолодочные торпеды (по три
на каждом под-крыльевом пилоне) и бомбы на
четырех подкрыльевых узлах подвески. Во
внутрифюзеляжном отсеке вооружения размещаются
глубинные бомбы, РГБ, мины, свободнопадающис
бомбы и другая боевая нагрузка общей массой 6000
кг. |
|
|
|
|
|
|
|
|
страница 1
2 3
4 5 6 |
|
|
|