|
|
|
![](../images/u_01.gif) |
![](../images/flag_china.gif) |
![](../images/u_03.gif) |
![](../images/butt.gif) |
![](../images/u_05.gif) |
ВОЕННЫЕ
САМОЛЕТЫ КИТАЯ (В.Е.Ильин, М.А.Левин) |
|
|
![](../images/u_07.gif) |
|
|
|
|
|
|
|
(статья
из журнала «Техническая информация» №22/1991 г.) ![](../images/butt.gif) |
|
|
|
страница 1 2 3 4 5 6 |
|
|
|
![](../images/corner02-.gif) |
|
|
|
Несмотря на
многочисленные легенды о создании в Китае
различных летательных аппаратов еще в период
средневековья, первые документальные
свидетельства о зарождении авиации в этой стране
относятся ко второй половине XIX в. В 1887 г. Хуа
Хенгфанг построил аэростат диаметром 1,66 м,
наполняемый водородом.
Постройка первого китайского
самолета была начата в 1910 г. Лю Зученгом и Ли
Баоджуном. Полет самолета состоялся в апреле 1911
г., но закончился аварией из-за отказа двигателя.
Толчок развитию китайской военной авиации дала
революция 1911 г., в результате которой на родину
вернулись многие патриотически настроенные
китайцы, проживавшие ранее за рубежом. В 1911 г. в
Китай прибыл инженер Фенг Ру, привезший с собой
из США два самолета собственной постройки,
которые и положили начало китайским ВВС. В 1912 г.
Фенг Ру погиб в авиационной катастрофе и
похоронен с почестями, как пионер авиации.
В 1913 г. была открыта авиаремонтная
мастерская в г. Нануаян, а несколько позже –
другое аналогичное предприятие в г. Куангхе.
Директор авиаремонтной мастерской в Нануаяне
Паи Шизонг и летчик-инструктор Ли Руянг в 1914 г.
спроектировали и построили боевой самолет,
снабженный толкающим винтом и стрелковой
установкой в носовой части.
В 1915 г. в г. Гуандунге, открылась
авиационная школа, которую возглавил Тан Ген-еще
один выходец из США, построивший там, в 1910 г.
летающую лодку, получившую первый приз на
авиационных соревнованиях в Чикаго.
В 1918 г. было – образовано
авиационное инженерное управление ВМС,
приступившее к разработке и постройке 15
гидросамолетов различных типов (учебные,
разведчики и бомбардировщики), но ни один из этих
самолетов серийно не строился. Уже в тридцатые
годы под руководством капитана Тсенга в Шанхае
был построен корабельный разведывательный
самолет со складным крылом, предназначенный для
оснащения крейсера «Нинг Хай», заказанного в
Японии для китайских ВМС, а также несколько
самолетов берегового базирования,
предназначенных для разведки и учебных целей.
В 1918 г. по приглашению лидера
китайской революции Сунь Ятсена в страну из США
прибыл Ян Хиануй, назначенный директором
авиационного правительственного бюро, а с 1922 г. -
директором авиационного ремонтного завода. В 1923
г, под его руководством был построен двухместный
разведчик-УТС «Росамонд» 1 строившийся серийно.
Начавшаяся в 1932 г. агрессия Японии
поставила правительство Китая перед
необходимостью значительного усиления боевой
авиации. Увеличился объем закупок авиационной
техники за рубежом, в том числе и в СССР (в 1933 г.
правительству провинции Синцзян была поставлена
партия разведчиков Р-5). К 1936 г. китайские ВВС
располагали 350 боевыми самолетами, в основном
итальянского и американского производства. В 1934-
1945 гг. при технической и финансовой поддержке
зарубежных стран началось создание новых
авиационных заводов, предназначенных для сборки
самолетов из деталей, поставляемых из-за границы,
а также для ремонта авиационной техники. Самый
крупный из новых заводов, расположенный в г.
Лейуонг (провинция Янань), имел штат до 1700 чел. и с
1934 по 1942 гг. собрал из деталей, поставленных из
США, около 300 самолетов. В 1942 г. он был уничтожен в
результате налетов японской авиации. Авиазавод в
Нанчанге был построен при помощи Италии и также
был разрушен японской авиацией в 1937 г., после чего
уцелевшее оборудование было эвакуировано в
провинцию Си-чуань, где завод, получивший
начвание «Завод ВБС № 2», с 1939 г. возобновил
работу, наладив сборку советских боевых
самолетов, учебных планеров и легких
транспортных самолетов.
На центральном государственном
авиазаводе в Нанкине в июле 1937 г. началась сборка
серии из 60 американских истребителей Кертисс
«Хоук»III (самолеты этого типа применялись в
боевых действиях против Японии до 1941 г.). |
|
|
|
![](../images/corner04-.gif) |
|
![](../images/corner03-.gif) |
|
|
|
![](../images/corner01.gif) |
|
![](../images/corner02.gif) |
|
|
|
|
|
|
|
![](../china-air/air01.gif)
Самолет Кертисс
«Хоук» III, сборка которого
осуществлялась в Китае |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
![](../images/corner04.gif) |
|
![](../images/corner03.gif) |
|
|
|
![](../images/corner01.gif) |
|
![](../images/corner02.gif) |
|
|
|
|
|
|
|
![](../china-air/air02.gif)
И-16 тип 10,
поставлявшийся Китаю СССР в 1938-
1941 гг. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
![](../images/corner04.gif) |
|
![](../images/corner03.gif) |
|
|
|
|
|
![](../images/corner02-.gif) |
|
|
|
7 июля 1937 г.
конфликт с Японией вступил в новую фазу, начались
полномасштабные боевые действия с
использованием регулярных вооруженных сил обоих
государств. Японские войска превосходили
китайские вооруженные силы по оснащению
огневыми средствами в 4-5 раз, по авиации - в 13 раз,
по танкам - в 36 раз. Китайская авиация несла
значительные потери, за короткий срок ее боевой
состав сократился до нескольких десятков
самолетов, на которых летали иностранные
волонтеры и незначительное число
летчиков-китайцев. В этих условиях правительство
Чан Кайши обратилось за технической помощью к
СССР. В марте 1938 г. было оформлено первое
соглашение о предоставлении Китаю кредита на 50
млн. долл., еще до оформления которого начались
поставки советской военной техники,
продолжавшиеся до 1941 г., с октября 1937 г. до июня 1941
г. в Китай было поставлено 1250 советских самолетов
И-15, И-16, СБ, ДБ-ЗА, ТБ-3 и Р-5, а также направлено
свыше 700 добровольцев-летчиков и механиков.
Самолеты и летчики-волонтеры прибывали в этот
период и из США (так. в 1937 г. начались поставки
Китаю 30 легких бомбардировщиков Валти V-11-G.
Поставлялись также истребители Боинг РЕ. 12,
Кертисс «Хоук»75, Кертисс Р-36, бомбардировщики
Мартин 139W. Воут «Корсар» SBU-1, Нортроп 2Е).
Некоторое число самолетов (Фиат CR.32, Савойя S.72, 79В
н Моран Солнье MS-406 C1) было закуплено в Италии и
Франции.
К 1940 г. японская авиация в Китае
потеряла на земле и в воздухе 986 самолетов, за
этот же период в Китае погибло более 200 советских
летчиков-добровольцев.
В 1938 г. по просьбе китайского
правительства СССР приступил к постройке в г.
Урумчи (провинция Синцзян) завода по сборке
истребителей И-16. Сооружение первой очереди
завода закончилось I сентября 1940 г., основное
строительство - в феврале 1941 г. Программа завода
была рассчитана на сборку 300 истребителей в год
из частей, деталей и узлов, поставляемых СССР. В
дальнейшем завод освоил производство
учебно-тренировочных самолетов УТ-2, часть
которых поставлялась в летные училища СССР в
годы Великой Отечественной войны. |
|
|
|
![](../images/corner04-.gif) |
|
![](../images/corner03-.gif) |
|
|
|
![](../images/corner01.gif) |
|
![](../images/corner02.gif) |
|
|
|
|
|
|
|
![](../china-air/air03.gif)
Бомбардировщик
ДБ-3А поставлявшийся Китаю
из СССР |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
![](../images/corner04.gif) |
|
![](../images/corner03.gif) |
|
|
|
![](../images/corner01.gif) |
|
![](../images/corner02.gif) |
|
|
|
|
|
|
|
![](../china-air/air04.gif)
Самолет УТ-2,
собиравшийся на авиазаводе в
провинции Синцзян |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
![](../images/corner04.gif) |
|
![](../images/corner03.gif) |
|
|
|
|
|
![](../images/corner02-.gif) |
|
|
|
К 1940 г. объем
военной помощи со стороны СССР начал
уменьшаться. Основным поставщиком новых
самолетов для ВВС Китая стали США. В 1940 г. было
заключено соглашение о поставке Китаю 50 легких
бомбардировщиков Валти V-12-D, которые
предполагалось собрать на заводе в г. Лой-винг,
однако завод был разрушен ударами японской
авиации (в дальнейшем контейнеры с разобранными
самолетами были направлены в Бангалор, где также
была предпринята попытка их сборки.для ВВС Китая,
однако в строй удалось ввести лишь несколько
самолетов).
В условиях угрозы полного
прекращения поставок из-за рубежа авиационной
техники в Китае была предпринята попытка
наладить выпуск своими силами истребителя
отечественной конструкции. В начале 1941 г.
начальник технического бюро ВВС Май Ген Чу
Ген-Чиа на базе конструкции истребителя Кертисс
«Хоук» 75А спроектировал истребитель X-RO, который
предполагалось выпускать на авиазаводе в г.
Куиминг. Истребитель представлял собой
цельнометаллический моноплан с
низкорасположенным крылом, убирающимися шасси и
двигателем Пратт-Уитни R-1830-S1C3-G (200 л.с.).
Вооружение включало пулеметы и подфюзеляжный
узел подвески для бомбы, позволяющий
использовать самолет в качестве пикирующего
бомбардировщика. Первый полет истребителя
состоялся в Кунманге в 1942 г., однако серийное
производство развернуто не было, так как к этому
времени возобновились поставки современной
авиационной техники из США.
В 1941 г. партия из 100 истребителей
Кертисс «Томахоук» IIB, первоначально
предназначенных для Великобритании, была
переадресована Китаю. Из этих самолетов была
сформирована авиагруппа «Флайнг Тайгерс» (AGV),
укомплектованная американскими
летчиками-волонтерами, возглавляемыми генералом
К. Ченнолтом. Формирование группы AGV началось в
середине 1941 г. на английской авиабазе в Тоунгоо
(Бирма); ее задачей было прикрытие центрального
участка шоссе между Чунг-кингом и Лашио, по
которому шли военные поставки в Китай. Самолеты
этой группы вели активные воздушные бои с
японской авиацией, включая истребители Мицубиси
А6М2 «Зеро», уничтожив в общей сложности 286
самолетов противника. В 1944 г. группа была
переоснащена самолетами Норт Америкен Р-51
«Мустанг».
После разгрома Японии в 1945 г.
национально-освободительной армии Китая
правительством СССР было передано 612 трофейных
японских самолетов, в том числе истребители И-98 и
легкие бомбардировщики ЛБ-93. Противостоящие НОАК
силы Чан Кайши получали американскую
авиационную технику, в частности, истребители P-51D
и бомбардировщики В-25.
После 1949 г. в результате победы
революционных сил китайская авиация стала
развиваться при широкой помощи Советского Союза.
В 1950 г., после начала войны в Корее, где активное
участие принимали китайские добровольцы, КНР
было поставлено значительное число самолетов
ЛА-11, Ту-2, Ил-10, Як-11, МиГ-9, МиГ-15 и Ил-28.
Одновременно были развернуты работы по созданию
современной авиационной промышленности и
национальной научно-исследовательской и
конструкторской базы, способной обеспечить
проектирование и постройку современных боевых
самолетов. |
|
|
|
![](../images/corner04-.gif) |
|
![](../images/corner03-.gif) |
|
|
|
![](../images/corner01.gif) |
|
![](../images/corner02.gif) |
|
|
|
|
|
|
|
![](../china-air/air05.gif)
Истребитель Х-RО,
разработанный на базе амери-
канского самолета Кертисс «Хоук» 75А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
![](../images/corner04.gif) |
|
![](../images/corner03.gif) |
|
|
|
![](../images/corner01.gif) |
|
![](../images/corner02.gif) |
|
|
|
|
|
|
|
![](../china-air/air06.gif)
МиГ-15-бис,
поставлявшийся Китаю из СССР в
ходе войны в Корее в 1950-53 гг. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
![](../images/corner04.gif) |
|
![](../images/corner03.gif) |
|
|
страница 1 2 3 4 5 6 |
|
|
|