ОСНОВНОЙ БОЕВОЙ ТАНК 
  «Аль Халид» (Al Khalid) 

     1 октября 1988 года между КНР (компания НОРИНКО) и Пакистаном (Heavy Industries Taxila) было заключено соглашение о разработке и совместном производстве нового основного боевого танка MBT-2000 (он же «Тип 90-II»). Программа была одобрена Комитетом обороны 16 января 1990 года, а в мае уже был заключен окончательный контракт. Параллельно с испытаниями в Китае, танк «90-II»/МВТ-2000 испытывался и в Пакистане. Производство машин должно было осуществляться на заводе Р-711 компании «Taxila», где до этого совместно производились танки «Тип 59», «Тип 69» и «Тип 85-IIM».
     Первый прототип перспективного пакистанского танка «Тип 90-IIM», позднее получившего собственное название «Аль Халид», был построен в июле 1991 года и публично демонстрировался Китаем и Пакистаном, как совместная разработка. Фактически всеми прототипами «Аль Халида» являются танки «Тип 90-II»/MBT-2000 в различных вариантах исполнения. После всесторонних испытаний, начавшихся в 1992 году и закончившихся летом 1998 года, было принято решение о принятии на вооружение вариант ОБТ «Аль Халид» с двигателем украинского производства 6ТД-2.
     В 2000 году пакистанское предприятие «Taxila» закончило ограниченный серийный выпуск первой установочной партии танков «Аль Халид». Всего было произведено 15 машин, которые были направлены в армейские подразделения для опытной эксплуатации.

Танк «Аль-Халид» («Тип 90-IIM») на испытаниях в Пакистане

     Основной боевой танк «Аль Халид» имеет некоторые отличия от «Тип 90-II»/MBT-2000. Во-первых, он оснащен навесной динамической защитой китайского производства, что придает танку характерный внешний вид. Блоки динамической защиты расположены на передних проекциях корпуса и башни аналогично танку «90-II» с ДЗ, за исключением скул башни, где блоки установлены «уголком», аналогично российским и украинским танкам. Дополнительные блоки динамической защиты установлены на башенной корзине. Боевая масса танка достигает 48 тонн. Сообщалось, что в Пакистане ведутся активные работы по разработке новых видов броневых сплавов, которые в дальнейшем будут применяться на танках «Аль Халид».
     Вторым основным отличием является внешний вид и компоновка МТО, в котором установлен украинский дизельный двигатель 6ТД и автоматическая трансмиссия, сведенные в единый блок. Хотя первоначальным проектом «Тип 90-IIA» предполагалось использовать французский дизельный двигатель «Unidiesel V» мощностью 1500 л.с., этот вариант отпал в связи с давлением США и Индии на французское правительство (более реальной причиной, по-видимому, явилась разница в ценах). Выбор в пользу украинского дизеля не стал чем-то необычным, так как Пакистан уже давно сотрудничает с Украиной в военном плане и ранее закупил у нее 320 танков Т-84 с двигателями 6ТД-2. Правда, в последнее время появились сообщения, что из-за проблем с форсированием своего дизеля украинцы все же предложили пакистану старые добрые 6ТД, а не 6ТД-2, поэтому мощность двигателя составляет 1000 л.с.. В связи с вышеупомянутыми изменениями кормовая часть МТО танка «Аль Халид» фактически полностью идентична Т-84. Выхлоп осуществляется назад через жалюзи. В настоящее время в мировом танкостроении дизеля серии 6ТД с оппозитным горизонтальным расположением цилиндров являются самыми компактными в мире.

Танк «Аль-Халид» на выставке вооружений в Пакистане
Кормовая часть танка полностью идентична МТО украинского Т-84.
Вид на танк «Аль-Халид» спереди и сзади

     Небольшие внешние отличия ОБТ «Аль Халид» можно обнаружить на башне: помимо установленных блоков ДЗ, танк имеет другое расположение колпака вентилятора, который сдвинут ближе к кормовой нише, основной прицел наводчика имеет специальные щитки, защищающие верхнюю часть оптики, а решетчатая корзина для имущества охватывает кормовую нишу башни по всему периметру.
     В остальном пакистанский основной боевой танк «Аль Халид» аналогичен своему прототипу – «Тип 90-II»/МВТ-2000 и имеет такие же характеристики. Автоматизированная система управления огнем французского производства похожа на СУО танка «Леклерк» и включает в себя панорамный низкоуровневый прицел командира, комбинированный прицел наводчика с тепловизором (оба имеют лазерные дальномеры и независимую стабилизацию поля зрения), панель управления, 2-плоскостной стабилизатор вооружения, цифровой баллистический вычислитель и набор датчиков. Вооружение включает 125-мм гладкоствольную пушку 2А46 с автоматом заряжания российского образца (общий боекомплект 39 выстрелов), а также 7,62-мм спаренный и 12,7-мм зенитный пулемет (все китайского производства).

Модель танка «Аль-Халид»

Серийные танки «Аль-Халид» пакистанской армии

 

© 2003, www.otvaga.narod.ru, текст, характеристики
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Боевая масса, кг 48 000
Экипаж, чел. 3
Основные размерения, мм:  
- Длина по корпусу (с пушкой вперед) 6950 (10350)
- Ширина 3372
- Высота 2200
- Клиренс 470
- База х Колея нет данных
Среднее удельное давление на грунт, кг/см2 0,9
Вооружение (боезапас, выстрелов):  
- 125-мм гладкоствольная 2А46
- 7,62-мм пулемет «Тип 86»
- 12,7-мм зенитный пулемет W-85
1 (22+17)
1 (2000)
1 (500)
Углы вертикального наведения, град. -6...+14
Стабилизатор вооружения двухплоскостной
Механизм заряжания есть
Средства постановки дымзавесы 2х6 гранатометы, ТДА
Тип и марка двигателя дизель: 6ТД-2 или 6ТД
Максимальная мощность, л.с. 1200 или 1000
Удельная мощность, л.с./т 25 или 20,83
Емкость топливных баков, л нет данных
Трансмиссия гидромеханическая Renk LSG3000 или SESM ESM-500
Максимальная скорость, км/ч: 70
Запас хода, км 400...550
Преодолеваемые препятствия:  
- подъем, град. 30
- крен, град. 15
- ров, м 2,7
- стенка, м 0,85
- брод, м 1,4 (с ОПВТ - 5)
Бронирование, мм:  
- лоб копуса комбинир. + ДЗ
- борт копуса нет данных + экраны
- лоб башни комбинир. + ДЗ
- борт башни нет данных
- крыша нет данных
Используются технологии uCoz