|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Модификации:
• AMX-10P с ПТУР
«Milan» (2 ПУ, боекомплект 10 ракет. См. в тексте)
• AMX-10PС (КШМ)
• AMX-10P «Marine» (экспортный
вариант для морской пехоты, 25-мм пушка; 1982 г.)
• AMX-10P-25 (башня «Dragar» с 25-мм пушкой)
• AMX-10PAC90 (экспортная БМТВ с 90-мм
пушкой)
• AMX-10P модернизированная (новый двигатель,
трансмиссия, установлен стабилизатор
вооружения)
Зарубежные
модификации:
нет
Машины
созданные на базе AMX-10P:
• AMX-10HOT (самоходный ПТРК «Нot») •
AMX-10TM (тягач для 120-мм миномета) • AMX-10TMC-81 (81-мм
самоходный миномет) • AMX-10SAO, AMX-10VOA (машина
передовых артиллерийских наблюдателей) • AMX-10AMB
(санитарная машина) • АМХ-10ЕСН (БРЭМ) •
транспортёр 155-мм боеприпасов • AMX-10RATAC
(развед. машина) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Во
Франции необходимость создания для пехоты машин,
которые были бы для нее не просто транспортными,
но и боевыми средствами, была осознана уже к
середине 1950-х годов. В 1955 г. был собран первый
опытный образец, а с 1957 года в г.Роанне
(производственное объединение ARE) началось
серийное производство нового бронетранспортера,
созданного на базе легкого танка АМХ-13, для
замены устаревших машин ТТ6 и ТТ9 компании
«Гочкис». В конструкции нового БТР были
реализованы многие компоновочные решения,
ставшие в последующем характерными именно для
БМП. Не случайно по мере доработки и выпуска
машины изменялось ее название. Сначала ей был
присвоен индекс TT12 CH-Mle56, несколько позже
название изменилось на AMX-VTP (машина
транспортировки пехоты), а затем на AMX-VCI (боевая
машина пехоты).
В середине 1960-х годов по
требованиям французской армии началась
разработка специальной машины пехоты,
предназначенной для совместных боевых действий
с основным танком АМХ-30. В 1968 г. был собран первый
опытный образец, в 1972 г. началось производство, а
в следующем году первые машины AMX-10P были
поставлены в войска. Серийное производство машин
осуществлялось в г. Роанне, где одновременно с
БМП выпускались основные танки АМХ-30. К концу 1989
г. общий выпуск машин разных модификаций
составил 1750 ед. Кроме французской армии машины
поставлялись в Грецию (240 ед.), Саудовскую Аравию
(350 ед.), Индонезию, Катар (30 ед.), Объединенные
Арабские Эмираты (30 ед.), Ирак, Сингапур. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Машина
AMX-10P выполнена по ставшей впоследствии
традиционной компоновочной схеме с размещением
моторно-трансмиссионного отделения впереди
справа, отделения управления слева в носовой
части корпуса. Перед люком механика-водителя
установлены 3 перископических прибора, средний
из которых может заменяться пассивным прибором
ночного видения. В средней части корпуса
установлена смещенная к левому борту
двухместная низкопрофильная башня GIAT «Toucan» с
основным вооружением. В ней место командира
находится справа от пушки, а наводчика слева. У
каждого из них свой люк. В корпусе правее башни
размещены 2 пехотинца лицами друг к другу, причем
передний сидит лицом к корме. Позади башни на
индивидуальных сидениях располагаются еще 6
пехотинцев – по двое вдоль бортов и двое в корме
машины. Посадка в машину и спешивание стрелков
производятся через большую кормовую аппарель с
электромеханическим приводом. В ней имеются 2
двери, в каждой из которых есть амбразура для
стрельбы из личного оружия. В крыше десантного
отделения размещены 2 больших люка, крышки
которых при открытии фиксируются в вертикальном
положении, а также 7 перископических приборов:
один впереди справа, по два вдоль бортов справа и
слева, два сзади. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Характерной особенностью компоновки является
внешняя надбашенная установка вооружения – 20-мм
автоматической пушки и спаренного с ней 7,62-мм
пулемета, который монтируется правее и выше
пушки. Пушка М693 имеет двухленточное питание, что
позволяет наводчику быстро переходить на
использование для стрельбы осколочных или
бронебойных выстрелов. Темп огня из пушки 700
выстрелов в минуту, эффективная дальность
стрельбы по типичным «пехотным» целям 1500 м. В
башне размещено 260 осколочных и 65 бронебойных
боеприпасов, полностью готовых к стрельбе. Темп
стрельбы из пулемета 900 выстр./мин, эффективная
дальность стрельбы до 1000 м. Его боекомплект 2000
патронов (900 в башне), из которых 200 готовых к
стрельбе. Соосно с пушкой и пулеметом установлен
прожектор РН9А.
Часть линейных БМП АМХ-10Р,
состоящих на вооружении, комплектуются двумя
пусковыми установками ПТРК «Милан» с общим
размещенным в корпусе боекомплектом 10 ракет. При
необходимости пусковые установки могут
монтироваться на корпусе – по одной с каждой
стороны.
Бронирование машины
противопульное. Корпус и башня машины саврные,
изготовлены из алюминиевого сплава. Для защиты
от оружия массового поражения в машине
установлена ФВУ коллекторного типа (в корпусе у
правого борта) и автоматическая
быстродействующая система ППО с огнетушащим
составом «Галон 1301». Слева и справа от башни
неподвижно смонтировано по 2 дымовых гранатомета
калибра 80 мм, стрельбу из которых ведет командир
машины (гранатометы могут также крепиться в
задней части крыши корпуса). Использование ТДА не
предусмотрено. Защитная окраска машины
деформирующая или однотонная.
На рабочем месте командира
установлен прицел М371 с 1- и 6-кратным
увеличениями. Снаружи имеется зенитный прицел
прямого наблюдения. Наводчик пользуется
комбинированным перископическим прицелом ОВ40
(дневная ветвь с 6-кратным, ночная – с 5-кратным
увеличением; поля зрения соответственно
составляют 10 и 7 градусов). Вместо прицела ОВ40
машина может комплектоваться дневным прицелом
М406 с 2-х и 6-кратным увеличениями, который для
стрельбы ночью заменяется ночным прицелом ОВ37 с
6-кратным увеличением, работающим на принципе
усиления изображения. У командира и у наводчика
для кругового обзора имеется по 7 призменных
приборов. Приводы наведения башни и пушки
электромеханические с ручным дублированием.
Управление оружием возложено на наводчика.
Командир также имеет возможность вести
прицельный огонь. На машине отсутствуют
стабилизатор вооружения, тепловизор и
баллистический вычислитель. Для измерения
дальности используется оптический дальномер.
Предусмотрено целеуказание наводчику от
командира машины. Углы наведения оружия в
вертикальной плоскости составляют от -8 до +50
градусов. Скорость переброса в горизонтальной
плоскости при использовании электрического
привода 50 градусов в секунду.
Машина имеет высокие показатели
подвижности. Максимальная скорость движения по
шоссе 65 км/ч, запас хода по шоссе 600 км
(вместимость топливных баков 528 л). В единую
блочную моторно-трансмиссионную установку
собраны V-образный 8-цилиндровый многотопливный
дизель «Испано-Сюиза» HS-115 жидкостного
охлаждения с турбонаддувом и гидромеханическая
трансмиссия. При скорости вращения коленчатого
вала 3000 об./мин двигатель развивает мощность 220
кВт (300 л.с.). Его производство организовано
компанией «Рено», на первых машинах стояли
дизели мощностью 260 л.с, но в дальнейшем их
форсировали. Пуск двигателя осуществляется
электростартером или сжатым воздухом.
Трансмиссия обеспечивает 4 передачи переднего и 1
заднего хода. Она включает однореакторную
комплексную гидропередачу с блокировочным
фрикционом и двухпоточный МПП дифференциального
типа. Простая двухвальная коробка передач с
синхронизаторами имеет предселекторный привод
переключения передач. Забор воздуха для питания
двигателя и охлаждения МТУ производится через
жалюзи в крыше корпуса, выброс отработавших
газов и горячего воздуха – в правом борту.
Ходовая часть состоит из 5
односкатных обрезиненных опорных и 3
поддерживающих катков, передних ведущих и задних
направляющих колес. В системе подрессоривания
применена индивидуальная торсионная подвеска с
рычажно-поршневыми гидравлическими
амортизаторами на 1-х и 5-х узлах. Гусеница с РМШ
имеет съемные резиновые подушки.
Машина плавающая, движение на плаву
осуществляется с помощью двух водометов,
размещенных в корме корпуса по бокам от аппарели.
Перед входом в воду водителем включаются 2
водооткачивающих насоса (один в МТО, другой в
десантном отделении) и поднимается
волноотражательный щиток на носу корпуса. Однако
АМХ-10Р может выпускаться и в неплавающем
варианте. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Боевая масса, кг |
14 500 |
Экипаж
(десант), чел. |
3
(8) |
Основные размерения, мм: |
|
–
Длина по корпусу (с пушкой вперед) |
5900
(–) |
–
Ширина |
2830 |
–
Высота |
2600 |
–
Клиренс |
450 |
–
База |
? |
–
Колея |
? |
–
Ширина гусеницы (шаг трака) |
?
(?) |
Среднее
удельное давление на грунт, кг/см2 |
0,53 |
Преодолеваемые препятствия: |
|
–
подъем, град. |
35 |
–
крен, град. |
30 |
–
ров, м |
2,1 |
–
стенка, м |
0,7 |
–
брод, м |
плавает |
Вооружение (боезапас, выстрелов): |
|
– 20-мм пушка М693
– 7,62-мм спаренный пулемет
– ПУ ПТРК «Мilan» |
1 (325+435)
1 (2 000)
2 (10) |
Углы
вертикального наведения, град. |
-8...+50 |
Стабилизатор
вооружения |
нет |
Механизм
заряжания |
2-ленточное
питание |
Приборы прицеливания |
М371 (команд., днев./ночн.)
ОВ40 (перископич., днев./ночн.) или М406/ОВ37
(взаимозаменяемые днев. и ночн.)
зенитный прицел |
Приборы
наблюдения |
24 |
Количество
амбразур (из них для пулеметов) |
2
(–) |
Средства
постановки дымзавесы |
4
дымовых гранатомета |
Тип и марка двигателя |
дизель HS-115 |
Максимальная
мощность, л.с.(кВт) |
300
(220,8) |
Количество
цилиндров |
8
(V-обр.) |
Количество
оборотов/мин |
3
000 |
Удельная
мощность, л.с./т |
20,7 |
Емкость
топливных баков, л |
528 |
Трансмиссия |
однореакторная комплексная
гидропередача с блокировочным фрикционом и
двухпоточный механизм поворота
дифференциального типа, двухвальная коробка
передач, 4 скорости вперед, 1 назад |
Максимальная
скорость (на плаву), км/ч: |
65
(7,2) |
Запас
хода, км |
600 |
Бронирование, мм |
противопульное |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|