БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ AMX-10P
вернуться к списку "БМП Франции"
Модификации:
• AMX-10P с ПТУР «Milan» (2 ПУ, боекомплект 10 ракет. См. в тексте)
• AMX-10PС (КШМ)
AMX-10P «Marine» (экспортный вариант для морской пехоты, 25-мм пушка; 1982 г.)
• AMX-10P-25 (башня «Dragar» с 25-мм пушкой)
AMX-10PAC90 (экспортная БМТВ с 90-мм пушкой)
• AMX-10P модернизированная (новый двигатель, трансмиссия, установлен стабилизатор вооружения)
Зарубежные модификации: нет
Машины созданные на базе AMX-10P:
AMX-10HOT (самоходный ПТРК «Нot») • AMX-10TM (тягач для 120-мм миномета) • AMX-10TMC-81 (81-мм самоходный миномет) • AMX-10SAO, AMX-10VOA (машина передовых артиллерийских наблюдателей) • AMX-10AMB (санитарная машина) • АМХ-10ЕСН (БРЭМ) • транспортёр 155-мм боеприпасов • AMX-10RATAC (развед. машина)

     Во Франции необходимость создания для пехоты машин, которые были бы для нее не просто транспортными, но и боевыми средствами, была осознана уже к середине 1950-х годов. В 1955 г. был собран первый опытный образец, а с 1957 года в г.Роанне (производственное объединение ARE) началось серийное производство нового бронетранспортера, созданного на базе легкого танка АМХ-13, для замены устаревших машин ТТ6 и ТТ9 компании «Гочкис». В конструкции нового БТР были реализованы многие компоновочные решения, ставшие в последующем характерными именно для БМП. Не случайно по мере доработки и выпуска машины изменялось ее название. Сначала ей был присвоен индекс TT12 CH-Mle56, несколько позже название изменилось на AMX-VTP (машина транспортировки пехоты), а затем на AMX-VCI (боевая машина пехоты).
     В середине 1960-х годов по требованиям французской армии началась разработка специальной машины пехоты, предназначенной для совместных боевых действий с основным танком АМХ-30. В 1968 г. был собран первый опытный образец, в 1972 г. началось производство, а в следующем году первые машины AMX-10P были поставлены в войска. Серийное производство машин осуществлялось в г. Роанне, где одновременно с БМП выпускались основные танки АМХ-30. К концу 1989 г. общий выпуск машин разных модификаций составил 1750 ед. Кроме французской армии машины поставлялись в Грецию (240 ед.), Саудовскую Аравию (350 ед.), Индонезию, Катар (30 ед.), Объединенные Арабские Эмираты (30 ед.), Ирак, Сингапур.

     Машина AMX-10P выполнена по ставшей впоследствии традиционной компоновочной схеме с размещением моторно-трансмиссионного отделения впереди справа, отделения управления слева в носовой части корпуса. Перед люком механика-водителя установлены 3 перископических прибора, средний из которых может заменяться пассивным прибором ночного видения. В средней части корпуса установлена смещенная к левому борту двухместная низкопрофильная башня GIAT «Toucan» с основным вооружением. В ней место командира находится справа от пушки, а наводчика слева. У каждого из них свой люк. В корпусе правее башни размещены 2 пехотинца лицами друг к другу, причем передний сидит лицом к корме. Позади башни на индивидуальных сидениях располагаются еще 6 пехотинцев – по двое вдоль бортов и двое в корме машины. Посадка в машину и спешивание стрелков производятся через большую кормовую аппарель с электромеханическим приводом. В ней имеются 2 двери, в каждой из которых есть амбразура для стрельбы из личного оружия. В крыше десантного отделения размещены 2 больших люка, крышки которых при открытии фиксируются в вертикальном положении, а также 7 перископических приборов: один впереди справа, по два вдоль бортов справа и слева, два сзади.

amx10p.jpg (8139 bytes)

     Характерной особенностью компоновки является внешняя надбашенная установка вооружения – 20-мм автоматической пушки и спаренного с ней 7,62-мм пулемета, который монтируется правее и выше пушки. Пушка М693 имеет двухленточное питание, что позволяет наводчику быстро переходить на использование для стрельбы осколочных или бронебойных выстрелов. Темп огня из пушки 700 выстрелов в минуту, эффективная дальность стрельбы по типичным «пехотным» целям 1500 м. В башне размещено 260 осколочных и 65 бронебойных боеприпасов, полностью готовых к стрельбе. Темп стрельбы из пулемета 900 выстр./мин, эффективная дальность стрельбы до 1000 м. Его боекомплект 2000 патронов (900 в башне), из которых 200 готовых к стрельбе. Соосно с пушкой и пулеметом установлен прожектор РН9А.
     Часть линейных БМП АМХ-10Р, состоящих на вооружении, комплектуются двумя пусковыми установками ПТРК «Милан» с общим размещенным в корпусе боекомплектом 10 ракет. При необходимости пусковые установки могут монтироваться на корпусе – по одной с каждой стороны.
     Бронирование машины противопульное. Корпус и башня машины саврные, изготовлены из алюминиевого сплава. Для защиты от оружия массового поражения в машине установлена ФВУ коллекторного типа (в корпусе у правого борта) и автоматическая быстродействующая система ППО с огнетушащим составом «Галон 1301». Слева и справа от башни неподвижно смонтировано по 2 дымовых гранатомета калибра 80 мм, стрельбу из которых ведет командир машины (гранатометы могут также крепиться в задней части крыши корпуса). Использование ТДА не предусмотрено. Защитная окраска машины деформирующая или однотонная.
     На рабочем месте командира установлен прицел М371 с 1- и 6-кратным увеличениями. Снаружи имеется зенитный прицел прямого наблюдения. Наводчик пользуется комбинированным перископическим прицелом ОВ40 (дневная ветвь с 6-кратным, ночная – с 5-кратным увеличением; поля зрения соответственно составляют 10 и 7 градусов). Вместо прицела ОВ40 машина может комплектоваться дневным прицелом М406 с 2-х и 6-кратным увеличениями, который для стрельбы ночью заменяется ночным прицелом ОВ37 с 6-кратным увеличением, работающим на принципе усиления изображения. У командира и у наводчика для кругового обзора имеется по 7 призменных приборов. Приводы наведения башни и пушки электромеханические с ручным дублированием. Управление оружием возложено на наводчика. Командир также имеет возможность вести прицельный огонь. На машине отсутствуют стабилизатор вооружения, тепловизор и баллистический вычислитель. Для измерения дальности используется оптический дальномер. Предусмотрено целеуказание наводчику от командира машины. Углы наведения оружия в вертикальной плоскости составляют от -8 до +50 градусов. Скорость переброса в горизонтальной плоскости при использовании электрического привода 50 градусов в секунду.
     Машина имеет высокие показатели подвижности. Максимальная скорость движения по шоссе 65 км/ч, запас хода по шоссе 600 км (вместимость топливных баков 528 л). В единую блочную моторно-трансмиссионную установку собраны V-образный 8-цилиндровый многотопливный дизель «Испано-Сюиза» HS-115  жидкостного охлаждения с турбонаддувом и гидромеханическая трансмиссия. При скорости вращения коленчатого вала 3000 об./мин двигатель развивает мощность 220 кВт (300 л.с.). Его производство организовано компанией «Рено», на первых машинах стояли дизели мощностью 260 л.с, но в дальнейшем их форсировали. Пуск двигателя осуществляется электростартером или сжатым воздухом. Трансмиссия обеспечивает 4 передачи переднего и 1 заднего хода. Она включает однореакторную комплексную гидропередачу с блокировочным фрикционом и двухпоточный МПП дифференциального типа. Простая двухвальная коробка передач с синхронизаторами имеет предселекторный привод переключения передач. Забор воздуха для питания двигателя и охлаждения МТУ производится через жалюзи в крыше корпуса, выброс отработавших газов и горячего воздуха – в правом борту.
     Ходовая часть состоит из 5 односкатных обрезиненных опорных и 3 поддерживающих катков, передних ведущих и задних направляющих колес. В системе подрессоривания применена индивидуальная торсионная подвеска с рычажно-поршневыми гидравлическими амортизаторами на 1-х и 5-х узлах. Гусеница с РМШ имеет съемные резиновые подушки.
     Машина плавающая, движение на плаву осуществляется с помощью двух водометов, размещенных в корме корпуса по бокам от аппарели. Перед входом в воду водителем включаются 2 водооткачивающих насоса (один в МТО, другой в десантном отделении) и поднимается волноотражательный щиток на носу корпуса. Однако АМХ-10Р может выпускаться и в неплавающем варианте.


amx10p4.jpg (11312 bytes)
БМП AMX-10P армии ОАЭ                               Французская AMX-10P на учениях

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Боевая масса, кг 14 500
Экипаж (десант), чел. 3 (8)
Основные размерения, мм:  
– Длина по корпусу (с пушкой вперед) 5900 (–)
– Ширина 2830
– Высота 2600
– Клиренс 450
– База ?
– Колея ?
– Ширина гусеницы (шаг трака) ? (?)
Среднее удельное давление на грунт, кг/см2 0,53
Преодолеваемые препятствия:  
– подъем, град. 35
– крен, град. 30
– ров, м 2,1
– стенка, м 0,7
– брод, м плавает
Вооружение (боезапас, выстрелов):  
– 20-мм пушка М693
– 7,62-мм спаренный пулемет
– ПУ ПТРК «Мilan»
1 (325+435)
1 (2 000)
2 (10)
Углы вертикального наведения, град. -8...+50
Стабилизатор вооружения нет
Механизм заряжания 2-ленточное питание
Приборы прицеливания М371 (команд., днев./ночн.)
ОВ40 (перископич., днев./ночн.) или М406/ОВ37 (взаимозаменяемые днев. и ночн.)
зенитный прицел
Приборы наблюдения 24
Количество амбразур (из них для пулеметов) 2 (–)
Средства постановки дымзавесы 4 дымовых гранатомета
Тип и марка двигателя дизель HS-115
Максимальная мощность, л.с.(кВт) 300 (220,8)
Количество цилиндров 8 (V-обр.)
Количество оборотов/мин 3 000
Удельная мощность, л.с./т 20,7
Емкость топливных баков, л 528
Трансмиссия однореакторная комплексная гидропередача с блокировочным фрикционом и двухпоточный механизм поворота дифференциального типа, двухвальная коробка передач, 4 скорости вперед, 1 назад
Максимальная скорость (на плаву), км/ч: 65 (7,2)
Запас хода, км 600
Бронирование, мм противопульное
Используются технологии uCoz