|
«Тип 63» – первый китайский гусеничный
бронетранспортер не имеющий своего советского
аналога, в отличие от других моделей
бронетехники. Его разработка началась в 1960 году в
КБ Северного машиностроительного завода (NVMF,
сейчас – часть национальной корпорации NORINCO),
расположенного недалеко от Пекина. Китайские
инженеры преследовали цель создать гусеничную
машину, которая бы имела проходимость сравнимую
с танками, что немаловажно для юго-восточного
театра военных действий, а также была бы
относительно дешевой за счет использования
некоторых узлов серийно производившейся
бронетехники. БТР получил обозначение «Тип 60»
(заводской индекс А-531 или WZ-531).
Проектирование велось практически
с нуля. В конструкции ходовой части были
использованы элементы советского плавающего
БТР-50П («Тип 66») и танка ПТ-76 («Тип
60»). В частности, были позаимствованы
пустотелые катки и узлы торсионной подвески, а
также гусеничные траки. В качестве силовой
установки был принят дизельный V-образный
двигатель водяного охлаждения 6150, представлющий
собой советский дизель В-2 от танка Т-34-85 («Тип 58»),
у которого число цилиндров сократили с 12 до 8.
Вооружение БТР состояло из крупнокалиберного
пулемета «Тип 54» (копия советского ДШКМ) на
турели. После пересмотра проекта в 1963 году
бронетранспортеру присвоили новое обозначение
«Тип 63» или «Тип 63А» (WZ-531A). Главные изменения
коснулись компоновки корпуса. Для того, чтобы
обеспечить более рациональное расположение
двигателя и трансмиссии и обеспечить выход
десанта через кормовую часть, моторное отделение
сдвинули ближе к середине и вправо, а перед ним
расположили место командира машины. К 1964 году
были выпущены первые опытные образцы машин.
Однако доводка довольно «сырого»
бронетранспортера заняла несколько лет – все
таки сказывалось отсутствие опыта, и лишь к концу
1960-х годов было начато его серийное производство.
В 1967 г. БТР «Тип 63» был впервые показан широкой
общественности на военном параде в Пекине, после
чего на западе его стали обозначать как М1967.
Характерный тупой нос и четырехопорная ходовая
часть стали главной отличительной особенностью
первого китайского БТР национальной разработки.
Бронетранспортер «Тип 63» имеет не совсем обычную
компоновку. Отделение управления с местом
механика-водителя и органами управления
находится в передней части корпуса слева. Позади
водителя расположено место стрелка, которое
имеет такой же люк, но с установленным в нем
поворотным перископическим прибором. А вот место
командира расположено в правой передней части
корпуса и изолировано от остального обитаемого
отделения. Командир также имеет люк в крыше,
откидывающийся вправо, с таким же
перископическим прибором наблюдения, как у
стрелка.
За местом командира справа от
отделения управления находится изолированное
бронеперегородками моторное отделение с
дизельным двигателем 6150L мощностью 260 л.с., там же
расположены обслуживающие двигатель системы.
Простая трансмиссия состоит из однодискового
главного фрикциона, механической коробки
перемены передач (4 скорости вперёд, 1 назад),
бортовых фрикционов и бортовых передач.
Трансмиссия находится в носу корпуса, доступ к
ней осуществляется через большой съемный лист в
верхней лобовой детали. Над моторным отделением
расположена решетка радиатора системы
охлаждения двигателя, а также выхлопное окно,
смещенное к правому борту и снабженное
специальным дефлектором для отвода выхлопа в
сторону. БТР «Тип 63» плавающий. Корпус сварной из
плоских катаных бронелистов сделан герметичным.
Движение на плаву осуществляется за счет
перемотки гусениц со скоростью до 6 км/ч. В
носовой части имеется волноотбойный щиток,
поднимающийся с помощью ручного привода с места
механика-водителя, при движении по суше он
опускается на верхний лобовой лист. По шоссе
бронетранспортер может развивать скорость до 60
км/ч, при этом максимальный запас хода составляет
500 км.
Всю кормовую часть корпуса
бронетрнспортера занимает десантное отделение.
Для входа и выхода используется дверь в кормовом
бронелисте, а в крыше корпуса расположены два
прямоугольных люка, которые могут фиксироваться
в открытом положении. В середине мешины имеется
место оператора пулеметной установки,
расположенной по центру. Пулеметом управляет
один из стрелков. На поворотной турели
установлен 12,7-мм пулемет «Тип 54» с ручным
наведением и коллиматорным прицелом. Место
пулеметчика сделано открытым, но в конце 1980-х гг.
при модернизации на всех китайски
бронетранспортерах «Тип 63» оно было оборудовано
специальным открытым сверху бронещитком,
охватывающим его с трех сторон. Боекомплект
пулемета состоит из 500 патронов, снаряженных в
ленты, которые уложены в коробки внутри
десантного отделения. Для стрельбы пехотинцев не
выходя из машины предусмотрены закрывающиеся
бойницы, смонтированные с приборами наблюдения
по одной в каждом борту корпуса и одна в кормовой
двери. Внутри имеются 10 откидных мест,
размещенных вдоль бортов и по центру.
Ходовая часть БТР «Тип 63» состоит
из четырех односкатных обрезиненных катков (на
борт) с передним расположением ведущего колеса.
Подвеска индивидуальная торсионная с
подрессориванием первых катков. Верхняя ветвь
гусеницы закрыта 4-секционными фальшбортами с
продольной выштамповкой.
Бронирование защищает экипаж от
пуль и мелких осколков, но уязвимо для
крупнокалиберных пулеметов. Толщина лобовых
листов достигает 14 мм, бортов, крыши, днища – 6 мм.
Хотя все бронелисты, кроме кормового,
расположены под рациональными углами наклона, по
настоящему такая бронезащита совершенно «не
держит» 7,62-мм бронебойную пулю АК-47, выпущенную с
расстояния до 50-100 метров, не говоря уже о ручных
пулеметах такого же калибра.
Сразу после начала серийного
производства бронетранспортеры «Тип 63»/WZ-531A
стали поступать на вооружение механизированных
пехотных и танковых полков НОАК. Одновременно
эти машины китайцы стали поставлять на экспорт.
Первой страной, на вооружение которой поступили
БТР «Тип 63», стал Северный Въетнам,
использовавший их в боях с американцами во время
войны в Юго-восточной Азии вместе с захваченными
М113. Позже БТР «Тип 63» появился в армии Северной
Кореи, которая потом наладила их собственное
серийное производство по китайской лицензии.
Также «Тип 63» в небольших количествах
поставлялся в Мьянму (бывшая Бирма) и Таиланд.
|
|