|
Разработка первой в мире специализированной
боевой машины воздушно-десантных войск,
предназначенной для десантирования как
парашютным, так и посадочным способом, началась в
1965 году в КБ Волгоградского тракторного завода.
Ведущим инженером-конструктором по всем
вопросам обеспечения водоходности этой машины (и
всех других машин ВгТЗ с 1960 г.) был А.И.Русанов. По
своим огневым возможностям она была идентична
боевой машине пехоты БМП-1. БМД-1 (объект 915) была
принята на вооружение в 1969 году. Серийное
производство осуществлялось на том же ВгТЗ с 1968
года.Машины БМД-1 поступали на вооружение
воздушно-десантных войск Советской Армии в
качестве основного средства для транспортировки
личного состава и поддержки его огнем. Они
применялись советскими войсками в боевых
операциях в Афганистане, а Российской Армией – в
Чечне. Кроме того, эти машины использовались
противоборствующими сторонами в вооруженных
конфликтах в Нагорном Карабахе и Приднестровье.
На экспорт БМД-1 не поставлялись. Однако, судя по
западным публикациям, небольшое количество
машин этого типа получила Куба, которая
применяла их в Анголе, также некоторое
количество таких машин имеет Ирак. После вывода
кубинских войск с африканского континента
несколько машин, по-видимому, остались на
вооружении правительственных войск и, судя по
фотографиям, участвовали в крупном сражении с
войсками УНИТА у г.Мовинга в 1990 году.
|
|
БМД-1 имеет следующие конструктивные
особенности: герметичный корпус небольшой массы
с противопульным бронированием листами из
специальных легких алюминиевых сплавов,
обеспечивающий необходимую бронестойкость,
плавучесть и остойчивость, требуемую компоновку
отделения управления, боевого отделения и
кормового моторно-трансмиссионного отделения;
гусеничную ходовую часть с гидропневматическими
упругими элементами и системой регулирования
дорожного просвета; водометные водоходные
движители, обеспечивающие создание сил тяги и
поворачивающих моментов при движении по воде;
эжекционную систему водоотлива для удаления
забортной воды из корпуса и ряд других
дополнительных и специальных систем,
обеспечивающих боевую работу членов экипажа и
десанта в различных условиях.
Масса БМД-1 в боевом снаряжении,
равна 7,2 т, а в положении для десантирования – 6,7
т. Сварной корпус из алюминиевого сплава
позволил при той же жесткости и прочности
конструкции, что и у стальной, несколько снизить
общую массу. Коническая сварная башня с
установленным в ней комплексом вооружения
заимствована у БМП-1. Необычным является
размещение экипажа. Механик-водитель сидит в
передней части корпуса по центру. Слева от него
находится место командира, а справа –
стрелок-пулеметчик, у каждого из них имеется свой
люк в крыше. Наводчик-оператор располагается в
одноместной башне, а остальные трое десантников
– позади боевого отделения у кормовой
перегородки МТО. В задней части оборудован
специальный большой люк для выхода наружу по
крыше МТО.
|
|
Основным вооружением БМД-1 является 73-мм
гладкоствольная пушка 2А28 «Гром» с
концентрически расположенными противооткатными
устройствами. С орудием спарен 7,62-мм пулемет ПКТ.
Заряжание орудия полуавтоматическое –
вращающийся конвейер, в котором размещен весь
боекомплект из 40 выстрелов, с помощью
электрического привода подает выстрелы на линию
заряжания. Приводы наведения электрические и
ручные. На башне установлен пусковой кронштейн
для ПТУР 9М14М «Малютка», доступ к которому
осуществляется через специальный люк в крыше.
Управление ракетой производится по проводам
одноканальной системы, в которой управляющие
силы в плоскостях тангажа и курса создаются
одним исполнительным органом. Разделение
управления по двум взаимно перпендикулярным
плоскостям происходит за счет принудительного
вращения ракеты в полете с частотой 8,5 об./с. Всего
в машине размещено 3 ПТУР и 4000 патронов к
пулеметам.
Огонь из орудия, спаренного
пулемета и из ПУ ПТУР ведет наводчик. Для
прицеливания он использует комбинированный
(дневной и бесподсветочный ночной) прицел 1ПН22М1.
Дневная ветвь прибора имеет кратность
увеличения х6 и угол поля зрения 15 градусов.
Ночная ветвь, соответственно, х6,7 и 6 градусов.
Кроме прицела наводчик пользуется 4
перископическими приборами ТНПО-170.
|
БМД-1 в
Югославии (Российские МС) |
В амбразурах по краям лобовой части корпуса
установлены два курсовых пулемета
ПКТ. В бортах и в крышке кормового люка
расположены три шаровые установки для ведения
огня из личного оружия десанта.
У командира машины установлены
перископический обогреваемый прибор
наблюдения-прицел ТНПП-220, в котором ветвь
прицела имеет полуторакратное увеличение и угол
поля зрения 10 градусов, а ветвь прибора
наблюдения углы обзора по вертикали 21, по
горизонту 87 градусов соответственно. Такой же
прибор ТНПП-220 установлен у стрелка-пулеметчика,
сидящего справа от водителя. В ночных условиях
командир пользуется перископическим
бинокулярным бесподсветочным прибором ТВНЕ-4.
Стрелки-десантники используют два призменных
обогреваемых прибора ТНПО-170 и перископический
прибор МК-4С (в кормовом люке).
|
|
В машине используется V-образный 6-цилиндровый
четырехтактный дизель 5Д-20 жидкостного
охлаждения, близкий по конструкции двигателю
УТД-20, применяемому на БМП-1, но меньшей мощности.
Особенностью системы питания воздухом является
устройство воздухозабора, состоящего из двух
кинематически связанных клапанов, перекрывающих
попеременно забор воздуха снаружи машины и из
боевого отделения, что повышает безопасность
движения на плаву. Предусмотрен подогрев
всасываемого двигателем воздуха. Система
охлаждения эжекционная, обеспечивает также
отсос пыли из воздухоочистителя и вентиляцию
МТО. В нее включен отопитель калориферного типа
для обогрева боевого отделения. Основной способ
пуска двигателя электростартером, возможен пуск
воздухом, но компрессор в машине не предусмотрен.
Имеется механизм автоматического действия
защиты двигателя от попадания воды,
предотвращающий попадание воды в цилиндры
двигателя при его остановке во время преодоления
водной преграды или мойки.
|
|
Советские БМД-1 в
Афганистане |
Трансмиссия механическая, состоит из
однодискового фрикциона сухого трения, простой
ступенчатой коробки передач (4 передачи
переднего и 1 заднего хода) с постоянным
зацеплением шестерен и синхронизаторами на 3-й и
4-ой передачах, двух бортовых фрикционов с
ленточными тормозами и двух одноступенчатых
планетарных бортовых редукторов. Бортовые
фрикционы многодисковые, с трением сталь по
стали. Главный фрикцион, коробка передач,
бортовые фрикционы соединены с двигателем в один
силовой блок.
БМД-1 с
парашютным десантируемым комплкесом «Кентавр» |
БМД-1 с
реактивным десантируемым комплкесом «Реактавр» |
Ходовая часть содержит по 5 опорных и 4
поддерживающих катка на каждом борту, стальные
мелкозвенчатые гусеницы с открытыми
металлическими шарнирами, индивидуальную
гидропневматическую подвеску, состоящую из 10
пневматических рессор. Ведущие колеса сзади,
направляющие колеса впереди. Опорные катки
двускатные, поддерживающие катки односкатные. Те
и другие имеют резиновые бандажи. Гусеница с
открытым металлическим шарниром состоит из 87
траков. Механизм натяжения гусениц кривошипный с
электрогидравлическим приводом.
Гидропневматическая подвеска обеспечивает
работу системы изменения клиренса, используемой,
в частности, при подготовке к десантированию.
Управление гидросистемой осуществляется с места
механика-водителя.
Движение и управление машиной на
плаву обеспечивается водометным движителем,
состоящим из двух водометов с заслонками. Для
откачки воды имеются два насоса с
электродвигателями. При движении по воде в
носовой части корпуса поднимается волноотбойный
щиток с пневмоприводом.
БМД-1 в
транспортном самолете в положении для
десантирования |
|
В конце 1970-х гг. БМД-1 подвергались некоторым
изменениям во время капитального ремонта. В
частности, на некоторых машинах в кормовой части
башни устанавливался блок дымовых гранатометов
системы «Туча», на других заменялись катки на
более новые (позднее такие катки появились на
БМД-2). На базе линейных машин выпускались
командирские БМД-1К (позже БМД-1ПК), которые
отличались наличием дополнительной
радиостанции и еще одной антенны на корме
корпуса.
|
|