|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Модификации:
• «Мардер» со стабилизированной башней LWT-3 (1970-е
гг.)
• «Мардер-1А1» (ПТРК «Milan», двухленточное питание
пушки и др., 1979 г.)
• «Мардер-1А2» (новые прицелы, снят кормовой
пулемет и др., 1983 г.)
• «Мардер-1А3» (усилено бронирование, спаренный
пулемет слева, новые приборы наблюдения, ПТРК
«Milan-2», 1987-88 г.)
Зарубежные
модификации:
• «Дракон»
(30-мм опытная ЗСУ, Франция)
• TAM/VCTP (средний танк/БМП,
Аргентина)
Машины
созданные на базе «Мардер-1»:
• БРЭМ • 120-мм
самоходн. миномет • КШМ • подвиж.артиллерийский
наблюдат.пункт • РЛС артиллерийской разведки
«Зенда» • «Роланд-2» (самоходн. ЗРК, 1978 г.) • ТН-301
(экспортный танк) • БМТВ с 105-мм пушкой (1980-е гг.) •
БМТВ с 105-мм пушкой (башня FL-15, 1983 г.) • БМТВ с 105-мм и
20-мм пушками (башня FL-20, 1985 г.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В 1963 году произошло
важное событие в развитии бронетанковой техники
ФРГ – на вооружение был принят основной боевой
танк «Леопард». В 1964 году появилась мотопехота на
плавающих американских БТР М113 (MTW),
предназначенная для ведения боевых действий в
высоком темпе, с форсированием водных преград с
ходу. Уже к началу 1967 года 14 танковых батальонов
перевели с танков М47 на «Леопард». Параллельно с
танком «Леопард» (проект Standart) велась разработка
боевой машины пехоты проекта Neu – «новый» для
совместных действий. Причем согласовывались не
только боевые свойства танка и БМП, но и вопросы
материально-технического обслуживания. БМП
проектировали те же фирмы, что создавали
«Леопард» – «Рейншталь-Ганомаг» и
«Рейншталь-Хеншель». Разработка БМП заняла 9 лет.
Первые образцы были показаны в 1960-1961 гг., всего же
построили и испытали 23 опытные машины,
различавшиеся компоновкой и установкой
вооружения. Окончательный вариант был выбран в
1966 году (М1966 Neu), а в начале мая 1969-го БМП
представили на полигоне Мюнстер военному
руководству. Машина получила название «Мардер»
(marder – куница) – немцы продолжили традицию
второй мировой давать образцам бронетанковой
техники имена хищных животных. Так как в
настоящее время идут работы над новой БМП
«Мардер-2», машины «Мардер» обозначаются как
«Мардер-1». На производство ассигновали 1,8 млрд.
марок. Генеральным подрядчиком была выбрана
«РейнштальАГ – Транспорттехник» в г.Касселе,
второй фирмой стала «МАК Машинбау» в Киле.
Производство началось в конце 1969 года и велось на
двух сборочных линиях со средним темпом 55 единиц
в месяц. До 1975 года фирмы выпустили
соответственно 1159 и 977 БМП. «Мардер» была принята
на вооружение на три года позже советской БМП-1 и
оказалась первой зарубежной БМП. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Компоновка БМП
«Мардер» призвана обеспечить максимальную
защиту экипажа и десанта, наиболее удобное и
безопасное спешивание и посадку в боевых
условиях. Впереди справа расположено МТО, слева
от него – место механика-водителя, позади –
боевое отделение с вращающейся двухместной
башней. В ней справа размещается командир машины
(он же командир отделения в звании унтер-офицера),
слева—наводчик. За башней находится десантное
отделение, вмещающее семь стрелков – шестеро
лицом к бортам по три в ряд, а седьмой (командир
десантной группы, унтер-офицер) сидит по оси
машины спиной по ходу и управляет кормовым
пулеметом. Для высадки и посадки служит кормовая
откидная дверь-аппарель с гидравлическим
приводом и четыре круглых люка в крыше
десантного отделения. Позади механика водителя
имеется запасное место со своим верхним люком и
перископическим прибором наблюдения. Здесь
может размещаться командир роты или батальона (на
командирских машинах), наводчик на марше (для
помощи водителю в наблюдении) или член экипажа
вышедшей из строя БМП.
Для основного вооружения выбрана
вынесенная схема установки – над
низкопрофильнрй башней на массивном кронштейне
укреплен закрытый вращающийся в вертикальной
плоскости бронированный лафет. В нем установлена
автоматическая 20-мм пушка Mk20 DM5 Rh202 «Рейнметалл»,
а справа над ней – 7,62-мм пулемет MG3A1. Пушка имеет
автоматику с отводом пороховых газов, снабжена
пламегасителем; питание – ленточное, с подачей
выстрелов электроконвейером из башни. Пушка
призвана решать задачи борьбы с открытой и
легкозащищенной пехотой, бронемашинами и
воздушными целями, поэтому в боекомплект (1250
выстрелов) входят выстрелы с бронебойными и
осколочно-фугасными снарядами. Угол возвышения
+65°, склонения -10°. Высота линии огня – 2715 мм.
Пулемет представляет собой вариант единого MG3 со
скорострельностью до 1300 выстр/мин. Дистанционное
управление пушкой и пулеметом –
электромеханическое. Поворотный механизм
башни – электрогидравлический и механический.
Командир и наводчик имеют одинаковые средства
управления огнем (за исключением дублирующего
механического привода вертикальной наводки у
наводчика), перископические ночные подсветочные
и дневные прицелы PERI-Z11 (PERI-Z11A1) с 2- и 6-кратным
увеличением. Призмы прицелов связаны с пушкой
приводами и установлены параллельно, так что
командир может контролировать наводку оружия и
вводить корректировку. Стреляные гильзы
выбрасываются наружу. Слева на башне крепился
РПГ «Карл Густав» или 44-1А1 с дальностью стрельбы
до 1000 м, однако стрельба из него требовала
остановки, выхода гранатометчика из машины и
снятия РПГ с крепления. Над люком командира
десанта на особом бронированном поворотном
лафете установлен второй пулемет MG3 с
механическим дистанционным управлением и
перископическим прицелом. Своеобразное
возвращение к «многобашенной» схеме связано со
стремлением обеспечить БМП максимально
возможную огневую мощь и круговой обстрел для
боя в глубине обороны противника. Дистанционно
управляемый кормовой пулемет со сравнительно
большим сектором обстрела в 160°, углом возвышения
до +60° и склонения -15° позволяет вестиогонь по
пехотинцам – истребителям танков в заднем
секторе и с бортов, может использоваться и для
стрельбы по низколетящим воздушным целям. Общий
боекомплект пулеметов БМП «Мардер» – 5000
патронов.
Десант может вести огонь из своего
оружия через шаровые установки, допускающие
огонь в секторе ±20° с углами возвышения +25° и
склонения -20°.
Стеклянный глазок дает возможность вести
прицельный огонь на дистанции до 100 м с места и до
50 м в движении. Ограничение числа установок двумя
на борт обеспечивает стрелкам условия стрельбы
без серьезных помех со стороны соседа. Для БМП
обычного мотопехотного отделения
индивидуальное вооружение экипажа и десанта
включает пять 7,62-мм штурмовых винтовок G3, пять 9-мм
пистолетов-пулеметов МР2 («Узи» бельгийского
производства), два 9-мм пистолета Р-1, 18 ручных
гранат. В другом варианте отделение на БМП
вооружено одним РПГ (44-мм 44-1А1 или «Лянце», а
позднее 1- 67-мм «Армбруст»), одним 7,62-мм единым
пулеметом MG3, семью винтовками G3 (одна из них – с
оптическим прицелом), тремя пистолетами-пулеметами
МР-2 и двумя пистолетами Р-1.
Бронекорпус «Мардер» сварен из
катаной стальной брони. Эффективность
бронезащиты повышена большими углами наклона
листов – наклон верхнего лобового составляет 75°.
Лобовая броня толщиной около 30 мм защищает от
оружия калибра до 20 мм (пушки «Эрликон» или Rh202,
аналогичной вооружению самой «Мардер»), бортовая
– от стрелкового оружия, осколков снарядов и мин.
Борта машины прикрыты навесными резиновыми
противокумулятивными экранами, армированными
легким стальным каркасом. На башне, слева от
лафета, установлен блок из шести 76-мм дымовых
гранатометов, стрельба ведется залпами по 3
гранаты. Защиту от оружия массового поражения
обеспечивает герметизация корпуса и ФВУ
производительностью 3 куб.м/мин, создающая внутри
машины избыточное давление. Купол ФВУ расположен
на крыше десантного отделения между люками. При
этом экипаж и десант могут находиться внутри
машины до 24 часов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В моторно-трансмиссионном
отделении установлен четырехтактный
шестицилиндровый V-образный многотопливный
дизель МВ833 Еа-500 фирмы «Даймлер-Бенц»
стурбонаддувом. Мощность 600 л.с. при 2200 об/мин,
степень сжатия – 19,5. В боевом и десантном
отделениях установлены три топливных бака общей
емкостью 652 л. Этого хватает на 520 км движения по
шоссе, а по хорошим дорогам Германии – до 600 км.
Радиаторы системы охлаждения с вентиляторами
вынесены в корму машины и установлены по бокам от
двери, причем система вентиляции конструктивно
объединена с газовыпускной системой двигателя.
Гидромеханическая трансмиссия
HSWL-194 «Ренк», установленная перед двигателем,
включает гидродинамический трансформатор и
гидростатический редуктор, смонтированные в
едином блоке. Коробка передач – планетарная, с
гидротрансформатором на входе и механизмом
реверса. Наличие гидротрансформатора снижает
нагрузки на детали и узлы трансмиссии, но при
этом он обладает невысоким КПД, дает
дополнительное тепловыделение и снижает запас
хода, поэтому он включается только для трогания с
места, в тяжелых дорожных условиях и при
переключении передач, а в остальных режимах
блокируется. КПП обеспечивает 4 передачи вперед и
назад, переключение производится
электрогидравлическим приводом. Бортовые
передачи включают планетарный ряд и
цилиндрическую зубчатую передачу. Управление –
рулевым колесом автомобильного типа. Тормоза
двухдисковые с гидропневматическим приводом от
педали или механическим от рычагов. Педальный
привод выполнен так, что при первоначальном
нажатии включается гидродинамический тормоз КПП,
а затем уже – тормоз соответствующего борта.
Бесступенчатый механизм поворота позволяет
достаточно плавно изменять радиус поворота
машины. Органы управления сблокированы так,
чтобы исключить неправильную
последовательность действий, а на панели
управления имеется световое табло, отображающее
правильность выполняемых операций и состояние
воздухоочистителя, позволяющее предотвратить
аварийную остановку двигателя.
Двигатель с трансмиссией
составляют единый блок, над которым в верхнем
лобовом листе выполнен большой люк с откидной
крышкой. В сочетании с быстроразъемными
соединениями валов и трубопроводов это
позволяет заменять блок за 30 минут силами
отделения штатного ремонтного взвода. Боль
шая часть обслуживаемых узлов и агрегатов
размещена в верхней части двигателя под люком.
Для запуска зимой в систему охлаждения введено
устройство обогрева двигателя, КПП и механизмов
поворота производительностью 12 200 ккал/ч.
Эксплуатации в зимнее время вообще уделено
большое внимание – в системе охлаждения
используется всепогодная смесь с
антикоррозийной добавкой, боевое и десантное
отделения снабжены воздушной отопительной
системой, отделение управления –
электроотопительной установкой. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Компоновка БМП
«Мардер-1»: 1 - трансмиссия, 2 - двигатель, 3 - рулевое
колесо, 4 -
20-мм пушка, 5 - бронекожух спаренного пулемета, 6 -
дымовые гранатометы, 7 - про-
жектор, 8 - вентиляторы системы охлаждения
двигателя, 9 - вынесенная установка кор-
мового пулемета, 10 - сиденья десанта, 11 - сиденье
механика-водителя
Размещение
экипажа и десанта в БМП «Мардер-1» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ходовая часть
включает шесть опорных катков на борт и три
поддерживающих ролика. Катки и ролики –
сдвоенные обрезиненные. Подвеска –
индивидуальная торсионная, 1-й, 2-й, 5-й и б-й катки
снабжены гидравлическими телескопическими
амортизаторами двустороннего действия с
компенсационной камерой. На бортах имеются упоры
для балансиров катков с буферами. Ведущее колесо
переднего расположения. Мелкозвенчатая гусеница
фирмы «Диль» – цевочного зацепления, с одним
гребнем и резинометаллическими шарнирами. Литые
стальные траки имеют наружную и внутреннюю
резиновые беговые дорожки, причем наружные
резиновые башмаки в зимнее время могут
заменяться снегозацепами. Стандартный радиус
поворота – 3,8 м. Удельная мощность двигателя 21,3 л.с,/т,
эффективная трансмиссия и ходовая часть,
удобство управления обеспечивают «Мардер»
неплохую тактическую подвижность.
Средства связи включают две
радиостанции SEM-25 фирмы SEL и ТПУ. При мощности 15 Вт
и 2,5-м штыревой антенне дальность
радиотелефонной связи на среднепересеченной
местности – до 35 км. Имеется и дополнительный
радиоприемник ЕМ-25. Каждый из четырех
пользователей системы связи использует головные
телефоны, ларингофон и переключающее устройство
(панель управления) с усилителем. Последнее
допускает и внутреннюю связь. Антенные вводы
выполнены в верхнем листе корпуса позади
механика-водителя и на крыше десантного
отделения у бортов. С помощью выносного
телефонного устройства и трехкилометрового
кабеля можно вести переговоры и на удалении от
машины, находясь в обороне, дозоре или засаде.
БМП «Мардер» обильно снабжена
приборами наблюдения. Механик-водитель кроме
трех призменных блоков имеет съемный
подсветочный ПНВ, работающий на расстоянии до 50 м.
На марше он использует два складных зеркала
заднего обзора. По периметру башенки командира
установлено 8 смотровых блоков. В распоряжении
наводчика три призменных блока, установленных на
левом борту башни у стыка с ее крышей. У каждого
стрелка – свой призменный смотровой блок. С
левой стороны лафета на особой штанге укреплен
прожектор инфракрасного и белого света,
действующий соответственно на расстоянии до 800 и
до 1000 м. Две фары установлены впереди на лобовом
листе. На корме укреплены светоотражатели и
габаритные огни. Последние расположены так,
чтобы по степени их различимости водитель идущей
сзади машины мог определить дистанцию на марше
ночью или в тумане.
«Мардер» укомплектована
кондиционером и противопожарным оборудованием с
двумя баллонами двукратного тушения – первое
включается по сигналу термодатчиков, второе от
ручного выключателя на щитке управления. Питание
электросети машины – от генератора мощностью 9
кВт и шести аккумуляторных батарей общей
емкостью 300 А-ч, напряжение бортовой сети– 24 В. На
нижнем лобовом листе и корме имеются буксирные
крюки с замками, над кормовой дверью –
скобапоручень для облегчения посадки. Ящики ЗИП
закреплены на корме по бокам от двери. На бортах
корпуса крепится шанцевый инструмент, буксирные
тросы, брезент, на крышке люка МТО –
маскировочная сеть. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вариант
перевозки на БМП «Мардер-1» боль- Высадка
БМП «Мардер-1» на мелководье с де-
шой надувной десантной лодки
сантного
корабля бундесмарине |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Степень герметизации
корпуса позволяет без подготовки преодолевать
брод глубиной до 1,5 м. Для преодоления более
глубоких бродов предусмотрено специальное
оборудование, включающее съемную шахту на
решетку воздухозаборника, обратный клапан
системы выхлопа, откачивающие насосы в МТО и
боевом отделении. Хотя в значительной степени
расчет делался на оперативное наведение
переправ инженерными подразделениями, вопрос
преодоления БМП глубоких водных преград
ставился с самого начала, причем рассматривались
два варианта – движение, подобно танку, по дну
или создание комплекта оборудования для
придания машине плавучести. Исследования
показали непригодность первого способа, и
внимание сосредоточилось на комплекте навесных
поплавков. При этом использовались результаты
работ 30-х годов над съемными понтонами для танка
Pz.II. Первые опытные образцы БМП снабжались
жесткими понтонами из алюминия или пластика, но
они легко деформировались при движении и
оказались громоздкими. Их заменили комплектом из
надувных поплавков – двух бортовых и носового,
выполненных из того же прочного материала, что и
саперные лодки. Бортовой поплавок делится на
четыре отсека и крепится семью стальными
полукруглыми кронштейнами, охватывающими его
сверху. Сами кронштейны крепятся к борту за скобы,
используемые для навески противокумулятивных
экранов. Поскольку центр тяжести машины смещен
вперед, понадобился носовой поплавок-стабилизатор.
Он прикрывается легким волноотбойным щитом в
виде трубчатого каркаса, покрытого пластмассой,
крепящегося за буксирные крюки и продолжающего
собой нижний лобовой лист. Накачивание поплавков
производится центробежным саперным
компрессором. Комплект, дополненный
оборудованием для преодоления глубоких бродов,
обеспечивает вхождение в воду под углом 40°,
движение за счет перематывания гусениц со
скоростью до 6 км/ч при положении ватерлинии на 350
мм ниже крыши корпуса и возможность стрельбы на
плаву. Общий вес комплекта – 516 кг. Кроме того,
«Мардер» может перевозить на корпусе в готовом
виде большую надувную десантную лодку на 10
человек (надутая лодка крепится накрыше
десантного отделения или укладывается на башне)
или штурмовую моторную лодку-плоскодонку на
простой откидной раме.
Срок эксплуатации машины в войсках
в мирное время – 15 лет. Поставки БМП «Мардер» в
войска начались в октябре 70-го, а наставления и
пособия по ней, составленные фирмами-производителями,
были выпущены еще в начале года, дабы обеспечить
заблаговременную подготовку экипажей и
ремонтников. В системе материально-технического
снабжения бундесвера заранее был создан фонд
агрегатов и узлов. Хранение танков и БМП
организовывалось с заправленными баками и
заряженными аккумуляторными батареями так,
чтобы расконсервация и приведение в боевую
готовность
занимали не более 3 часов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Боевая масса, кг |
28 200 |
Экипаж
(десант), чел. |
3 (7) |
Основные размерения, мм: |
|
-
Длина по корпусу (с пушкой вперед) |
6790 |
-
Ширина |
3240 |
-
Высота |
2860...2950 |
-
Клиренс |
435 |
-
База |
3900 |
-
Колея |
2620 |
-
Ширина гусеницы (шаг трака) |
450
(?) |
Среднее
удельное давление на грунт, кг/см2 |
0,75 |
Преодолеваемые препятствия: |
|
-
подъем, град. |
31...35 |
-
крен, град. |
17 |
-
ров, м |
2 |
-
стенка, м |
0,75 |
-
брод, м |
1,5
(без подготовки) |
Вооружение (боезапас, выстрелов): |
|
- 20-мм пушка Mk20 DM5 Rh202
- 7,62-мм спаренный пулемет MG3A1
- 7,62-мм кормовой пулемет MG3A1
- РПГ 44-1А1 или «Карл Густав» |
1 (1250)
1 (5 000 общий)
1
1 |
Углы
вертикального наведения, град. |
-10...+65 |
Стабилизатор
вооружения |
нет |
Механизм
заряжания |
ленточное
питание |
Приборы прицеливания |
два PERI-Z11 (перископич., днев./ноч.) |
ИК-прожектор |
есть |
Приборы
наблюдения |
22 |
Количество
амбразур (из них для пулеметов) |
4 (–) |
Средства
постановки дымзавесы |
6
дымовых гранатометов |
Тип и марка двигателя |
дизель «Даймлер-Бенц» МВ833 Еа-500 |
Максимальная
мощность, л.с.(кВт) |
600 |
Количество
цилиндров |
6
(V-обр.) |
Количество
оборотов/мин |
2 200 |
Удельная
мощность, л.с./т |
21,3 |
Емкость
топливных баков, л |
652 |
Трансмиссия |
HSWL-194 «Ренк», гидромеханическая с
планетарными коробкой передач и механизмом
поворота, 4 передачи вперед и назад |
Максимальная
скорость (на плаву), км/ч: |
70
(6 с поплавками) |
Запас
хода, км |
520...600 |
Бронирование, мм |
до 30 |
Радиостанция |
SEM-25,
EM-25 |
ТПУ |
? |
Навигационная
аппаратура |
? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|