|
В
начале 1970-х годов в Китае на базе отечественного
легкого плавающего танка «Тип
63-I» был создан гусеничный плавающий
бронетранспортер «Тип 77»/WZ-511, принятый на
вооружение морской пехоты НОАК. При создании
этой машины китайцы максимально использовали
уже отработанные элементы серийного танка.
Главным отличием от БТР «Тип 66»
(БТР-50П) является то, что новый бронетранспортер
создавался исключительно на базе ходовой части
плавающего танка «Тип 63-I»/WZ-211-I, а также перенял
от него водоизмещающий корпус и двигательную
установку (большинство источников называют «Тип
77» копией БТР-50П, хотя это совершенно не так). С
середины 1970-х годов «Тип 77»/WZ-511 стал основным
средством доставки морской пехоты НОАК с
десантных кораблей на место высадки, поддержки
ее огнем, транспортировки вооружения и
необходимых военных грузов для снабжения
захваченных плацдармов.
Корпус БТР «Тип 77» сварной, из
катаных стальных броневых листов, почти
полностью позаимствован у танка «Тип 63», за
исключением носовой и средней части. Она была
переоборудована таким же образом, как на БТР «Тип
66» и имела высокую рубку, которая и являлась
десантным отделением. Внутри корпус разделен на 2
отделения – совмещенные отделение управления и
десантное спереди и моторно-трансмиссионное –
сзади. Бронирование машины обеспечивает защиту
экипажа от пуль стрелкового оружия и осколков,
толщина лобовых листов составляет 14 мм, бортов,
крыши и днища 6...10 мм. Верхняя лобовая деталь
корпуса к тому же дополнительно защищается
волноотбойным щитком, укладываемым на нее при
движении по суше.
Место механика-водителя с органами
управления в отличие от БТР «Тип 66» смещено к
левому борту, как и на танке, соответственно
место командира перенесено вправо. Для
наблюдения за дорогой водитель использует три
перископа, один из которых может заменяться на
водительский ПНВ или прибор с увеличенной
перископичностью для движения по воде, когда
обзор закрыт волноотбойным щитком. Командирская
башенка сделана выступающей из лобового листа
рубки и также оборудована смотровыми приборами и
люком в крыше. Сверху установлен 12,7-мм пулемет на
турели, огонь из которого ведет командир,
высунувшись через люк.
Места десанта на 16 человек в виде
трех поперечных скамей расположены внутри рубки.
Для входа и выхода имеется герметично закрывемая
дверь в правом борту.
Следует отметить, что БТР «Тип 77» изначально
создавался в двух вариантах – с крышей над
десантным отделением и без нее. За основу был
принят принцип БТР-50 Советской армии, который
также имел два основных варианта исполнения: с
крышей и без. Модификация с открытой рубкой
получила название «Тип 77-I»/WZ-511-1, с закрытой –
«Тип 77-II»/WZ-511-2.
|
|
Бронетранспортер «Тип 77-II» с
герметичным боевым отделением. Из-за наличия
крыши над амбразурами в бортах оборудованы
стеклоблоки для обзора |
Бронетранспортер «Тип 77-I», как и «Тип 66»
предназначен для перевозки тяжелого вооружения
морской пехоты: буксируемых 76-мм и 85-мм пушек,
122-мм гаубиц, безоткатных орудий или минометов с
полным боевым расчетом из 5...8 человек. Кроме того,
на нем может перевозиться часть артиллерийского
боекомплекта (до 25 122-мм выстрелов к гаубице или
до 120 к миномету). Для загрузки орудия или
тяжелого миномета на колесном ходу на крыше
моторно-трансмиссионного отделения имеются
специальные приспособления в виде складных рамп
и направляющих балок, а в самом корпусе –
лебедка, которая служит для втягивания
погружаемого орудия на корпус. При необходимости
стрельбу из орудия можно вести прямо с корпуса
БТР, при этом рампы выступают в роли сошника.
Бронетранспортер «Тип 77-II»
предназначен исключительно для перевозки
морской пехоты, хотя на крыше МТО также можно
было перевозить груз массой до 2 тонн. В крыше
рубки момимо люка командира смонтированы еще два
больших прямоугольных люка для десанта.
Во всех модификациях БТР «Тип 77»
используется полуавтоматическая система
противопожарного оборудования, аналогичная ППО
плавающих танков «Тип 60/63». Средств постановки
дымовых завес нет.
Моторно-трансмиссионное отделение,
находящееся в кормовой части корпуса и
отделенное от обитаемого помещения
водонепроницаемой бронеперегородкой полностью
идентично танку «Тип 63-I». В нем расположен
12-цилиндровый дизельный двигатель водяного
охлаждения 12150L2, обслуживающие двигатель
системы, топливные баки и два реактивных
водомета. Двигатель представляет собой
дефорсированный вариант танкового дизеля
советского производства В-54, имеет V-образное
расположение цилиндров, а его мощность равна 400
л.с. В трансмиссии предусмотрен отбор мощности
через редукторы на водометные движители.
Выходные отверстия водометов в корме
предназначены для движения по воде вперед, а
когда они закрываются бронезаслонками, вода
выходит через щелевые отверстия в бортах, в этом
случае происходит движение задним ходом.
Ходовая часть бронетранспортера
«Тип 77» шестикатковая, подвеска индивидуальная
торсионная. Первый и последний узлы подвески
снабжены гидроамортизаторами. Компоновка
ходовой части предусматривает заднее
расположение ведущих и переднее направляющих
колес.
После принятия на вооружение,
бронетранспортеры серии «Тип 77» послужили базой
для создания других боевых машин,
предназначенных для обеспечения морской пехоты
НОАК. БТР «Тип 77-I»/WZ-511-1 с открытым десантным
отделением было выпущено небольшое количество,
так как позднее появились специальные
самоходные плавающие артустановки на их базе, а
вот модификация «Тип 77-II»/WZ-511-2 была выпущена в
количестве более 700 машин, которые и сейчас
являются основным средством доставки морской
пехоты. Помимо НОАК, бронетранспортеры «Тип 77»
состоят на вооружении армиий некоторых
африканских стран. |
|