ЛЕГКИЙ ПЛАВАЮЩИЙ ТАНК 
  «Тип 63» (WZ-211) 
Модификации:
• «Тип 63-I»/WZ-211-1 (серийная модификация с новым двигателем;
см. в тексте)
• «Тип 63-II»/WZ-211-2 (установлен лазерный дальномер;
см. в тексте)
«Тип 63A»/ZTZ-63A (105-мм пушка , новая СУО)
«Тип 63HG» (опытный танк на базе «Тип 63А» с улучшенной мореходностью)
Машины созданные на базе «Тип 63»/WZ-211:
• «Тип 99»/WZ-213 (новый плавающий танк; 2000 г.)
«Тип 77-I/II»/WZ-511-1/2 (плавающий БТР для морской пехоты)

     В конце 1950-х годов в Китае на базе плавающего танка «Тип 60» был создан его значительно усовершенствованный вариант, а фактически – совершенно новый танк «Тип 63», принятый на вооружение и массово производившийся для НОАК. При создании новой машины специалисты китайской национальной корпорации НОРИНКО пошли по пути увеличения огневой мощи при помощи простого приема – установки в уже готовый корпус боевого отделения, позаимствованного у другого легкого танка – «Тип 62». Поэтому главным отличием нового танка стала полусферическая трехместная сварно-литая башня с 85-мм пушкой. В результате получился удачный плавающий танк, успешно продолжающий линию ПТ-76 и способный бороться со всеми известными типами легких бронецелей, а также с незащищенными боевыми средствами.


Серийный плавающий танк «Тип 63-I»

Стрельба по воздушной цели из ПЗРК HN-5 через люк в башне

Танк «Тип 63-II» преодолевает водную преграду

Десантно-высадочная операция на учениях морской пехоты НОАК. Танки «Тип 63-II» съезжают на берег
Танки «63-II» на учениях. Отличительная черта этой модификации – лазерный дальномер, установленный над пушкой

     Корпус танка «63» сварной, из катаных стальных броневых листов, почти полностью позаимствован от танка «60». Он имеет несколько большее водоизмещение за счет уменьшения длины бортовых бронелистов, расположенных под углом к продольной плоскости, что было также продиктовано увеличившимся размером подбашенного отделения. Внутри корпус разделен на 3 отделения – боевое отделение в середине, моторно-трансмиссионное в корме и отделение управления впереди. Танк имеет противопульное бронирование, характерное для полностью амфибийных машин.
     Место механика-водителя с органами управления смещено к левому борту. Главной причиной этого стало размещение части боекомплекта в передней части корпуса (справа). Для наблюдения за дорогой водитель использует три призменных прибора, один из которых может заменяться на водительский ПНВ или перископ большой высоты для движения по воде, когда обзор закрыт волноотбойным щитком. Крышка люка расположена выше уровня крыши корпуса.
     Остальные члены экипажа размещены в башне: командир танка и наводчик слева, а заряжающий справа от пушки. Башня сварно-литая, как и боевое отделение, полностью повторяет таковую у танка «62». В ней установлена 85-мм нарезная пушка с эжектором. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет. На башне перед люком заряжающего смонтирован зенитный 12,7-мм пулемет, из которого также можно вести стрельбу и по наземным целям. Приводы наведения башни ручные и электрические, подъемный механизм пушки механический. Боекомплект танка состоит из 47 унитарных 85-мм выстрелов (бронебойные, бронебойно-фугасные, кумулятивные, осколочно-фугасные, дымовые), 1000 7,62-мм патронов к спаренному и 500 12,7-мм патронов к зенитному пулеметам. Приборы прицеливания и наблюдения также идентичны танку «62». Какая-либо система управления огнем отсутствует, танк также не имеет ночных прицелов. В отличие от «Тип 62» куполообразный колпак башенного вентилятора расположен на крыше не перед люком заряжающего, а в задней части между люками. При необходимости (во время преодоления водной преграды) на нем может крепиться воздухопитающая труба. Другие отличия от башни танка «62» включают: новую форму поручней, местоположение выхода штыревой антенны и наличие осветительной фары на крыше справа.
     В танке используется полуавтоматическая система противопожарного оборудования, аналогичная ППО танка «60». Средств постановки дымовых завес нет. Также отсутствует система защиты от ОМП.



Танк «Тип 63»/WZ-211 в музее вооружения и военной техники КНР

     Прототип танка «Тип 63» имел двигатель В-6, мощностью 240 л.с. Но для 18,7-тонной машины этого, безусловно, было слишком мало. Поэтому на серийном танке, получившем обозначение «Тип 63-I»/WZ-211-1, устанавливался 12-цилиндровый 400-сильный дизельный двигатель, являющийся дефорсированной версией советского дизеля В-54. В дальнейшем на базе шасси и корпуса танка в КНР создали плавающий БТР «Тип 77», аналогичный советскому БТР-50П.
     Механическая трансмиссия, идентичная плавающему танку «Тип 60», обеспечивает 5 передач переднего и 1 заднего хода. В трансмиссии предусмотрен отбор мощности на реактивные водометные движители, которые также полностью идентичны базовой машине. Выходные отверстия водометов в корме предназначены для движения по воде вперед, а когда они закрываются бронезаслонками, вода выходит через щелевые отверстия в бортах – тогда танк движется задним ходом. Ходовая часть шестикатковая, подвеска индивидуальная торсионная. Компоновка ходовой части традиционная, с задними ведущими и передними направляющими колесами. Запас хода по топливу составляет 370 км при вместимости топливных баков 545 литров. На крыше корпуса над МТО могут устанавливаться дополнительные топливные баки, увеличивающие запас хода.
В середине 1970-х гг. танки «Тип 63-I», состоящие на вооружении НОАК, подверглись некоторой модернизации. Ее целью было повышение боевой эффективности за счет установки примитивной системы управления огнем, аналогичной танку «69-I».
На танки «Тип 63-I» стали устанавливать лазерные дальномеры «Янцжу», при этом они стали обозначаться как «Тип 63-II». Лазерный дальномер крепился над маской пушки. Измерение дальности производилось в пределах от 300 до 3000 метров. Параметры для стрельбы определялись по специальной таблице после измерения дальности. Ночные приборы наблюдения или прицелы на танк не устанавливались, что в общем-то значительно ограничивает разведывательные функции машины в темное время суток. Возможно, это было продиктовано тем, что компания НОРИНКО собиралась начать разработку нового плавающего танка с полноценной системой управления огнем, который должен был в будущем заменить собой танки серии «63». Постепенно до уровня «63-II» были доведены все плавающие танки, состоящие на вооружении Народно-освободительной армии Китая.

     Танки «63» и их модификации состоят на вооружении сухопутных войск и морской пехоты НОАК, где они используются для ведения разведки, сопровождения колонн и поддержки десанта, то есть выполняют все функции БРМ и БМТВ. Они применялись во въетнамской войне северовьетнамскими войсками, показав высокую проходимость в болотах и джунглях Юго-Восточной Азии. Всего в НОАК состоит на вооружении около 800 танков «Тип 63-I/II» Также они поставлялись на экспорт в КНДР, Пакистан, Судан и Вьетнам.

© 2003, www.otvaga.narod.ru, текст, характеристики
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Боевая масса, кг 18 700
Экипаж, чел. 4
Основные размерения, мм:  
- Длина по корпусу (с пушкой вперед) 7150 (8437)
- Ширина 3200
- Высота 2522...3122
- Клиренс 370
- База х Колея 4440 х 2460
Среднее удельное давление на грунт, кг/см2 0,65
Вооружение (боезапас, выстрелов):  
- 85-мм нарезная пушка
- 7,62-мм пулемет «59-Т»
- 12,7-мм зенитный пулемет «54»
1 (47)
1 (1000)
1 (500)
Углы вертикального наведения, град. -5...+18
Стабилизатор вооружения нет
Механизм заряжания нет
Средства постановки дымзавесы ТДА
Тип и марка двигателя дизель NORINCO 12150L2
12-цилиндровый
Максимальная мощность, л.с. 400
Удельная мощность, л.с./т 21,4
Емкость топливных баков, л 545
Трансмиссия главный двухдисковый фрикцион сухого трения, пятискоростная коробки передач (4+1), бортовые фрикционы, редукторы отбора мощности на водометы, бортовые редукторы
Максимальная скорость, км/ч: 64 (12 на плаву)
Запас хода, км 370
Преодолеваемые препятствия:  
- подъем, град 38
- ров, м 2,9
- стенка, м 0,87
- брод, м плавает
Бронирование, мм:  
- лоб копуса 11...14
- борт копуса 10...13
- лоб башни 11
- борт башни 11
- крыша 10
Используются технологии uCoz