БРОНЕТРАНСПОРТЕР 
  «Тип 77» (WZ-511-1/2) 
Модификации:
• «Тип 77-I»/WZ-511-1 (БТР с открытой рубкой; см.в тексте)
• «Тип 77-II»/WZ-511-2 (БТР с закрытой рубкой;
см.в тексте)
• «Тип 77» (БТР в варианте санитарно-эвакуационной машины)
Машины созданные на базе «Тип 66»/WZ-511:
• «Тип 77» (машина передовых артиллерийских наблюдателей) • «Тип 77» (БРЭМ) • «Тип 77» (КШМ) • «Тип 89» (122-мм самоходная артиллерийская установка) • «Тип 77» (топливозаправщик) • Самоходная пусковая установка ПКР SY-1 («Sangyou 1») • Самоходная пусковая установка ЗРК HQ-2J («Hong Qi 2J») • 35-мм зенитная самоходная установка

     В начале 1970-х годов в Китае на базе отечественного легкого плавающего танка «Тип 63-I» был создан гусеничный плавающий бронетранспортер «Тип 77»/WZ-511, принятый на вооружение морской пехоты НОАК. При создании этой машины китайцы максимально использовали уже отработанные элементы серийного танка. Главным отличием от БТР «Тип 66» (БТР-50П) является то, что новый бронетранспортер создавался исключительно на базе ходовой части плавающего танка «Тип 63-I»/WZ-211-I, а также перенял от него водоизмещающий корпус и двигательную установку (большинство источников называют «Тип 77» копией БТР-50П, хотя это совершенно не так). С середины 1970-х годов «Тип 77»/WZ-511 стал основным средством доставки морской пехоты НОАК с десантных кораблей на место высадки, поддержки ее огнем, транспортировки вооружения и необходимых военных грузов для снабжения захваченных плацдармов.
     Корпус БТР «Тип 77» сварной, из катаных стальных броневых листов, почти полностью позаимствован у танка «Тип 63», за исключением носовой и средней части. Она была переоборудована таким же образом, как на БТР «Тип 66» и имела высокую рубку, которая и являлась десантным отделением. Внутри корпус разделен на 2 отделения – совмещенные отделение управления и десантное спереди и моторно-трансмиссионное – сзади. Бронирование машины обеспечивает защиту экипажа от пуль стрелкового оружия и осколков, толщина лобовых листов составляет 14 мм, бортов, крыши и днища 6...10 мм. Верхняя лобовая деталь корпуса к тому же дополнительно защищается волноотбойным щитком, укладываемым на нее при движении по суше.
     Место механика-водителя с органами управления в отличие от БТР «Тип 66» смещено к левому борту, как и на танке, соответственно место командира перенесено вправо. Для наблюдения за дорогой водитель использует три перископа, один из которых может заменяться на водительский ПНВ или прибор с увеличенной перископичностью для движения по воде, когда обзор закрыт волноотбойным щитком. Командирская башенка сделана выступающей из лобового листа рубки и также оборудована смотровыми приборами и люком в крыше. Сверху установлен 12,7-мм пулемет на турели, огонь из которого ведет командир, высунувшись через люк.
     Места десанта на 16 человек в виде трех поперечных скамей расположены внутри рубки. Для входа и выхода имеется герметично закрывемая дверь в правом борту.
Следует отметить, что БТР «Тип 77» изначально создавался в двух вариантах – с крышей над десантным отделением и без нее. За основу был принят принцип БТР-50 Советской армии, который также имел два основных варианта исполнения: с крышей и без. Модификация с открытой рубкой получила название «Тип 77-I»/WZ-511-1, с закрытой – «Тип 77-II»/WZ-511-2.

Бронетранспортер «Тип 77-II» с герметичным боевым отделением. Из-за наличия крыши над амбразурами в бортах оборудованы стеклоблоки для обзора

     Бронетранспортер «Тип 77-I», как и «Тип 66» предназначен для перевозки тяжелого вооружения морской пехоты: буксируемых 76-мм и 85-мм пушек, 122-мм гаубиц, безоткатных орудий или минометов с полным боевым расчетом из 5...8 человек. Кроме того, на нем может перевозиться часть артиллерийского боекомплекта (до 25 122-мм выстрелов к гаубице или до 120 к миномету). Для загрузки орудия или тяжелого миномета на колесном ходу на крыше моторно-трансмиссионного отделения имеются специальные приспособления в виде складных рамп и направляющих балок, а в самом корпусе – лебедка, которая служит для втягивания погружаемого орудия на корпус. При необходимости стрельбу из орудия можно вести прямо с корпуса БТР, при этом рампы выступают в роли сошника.
     Бронетранспортер «Тип 77-II» предназначен исключительно для перевозки морской пехоты, хотя на крыше МТО также можно было перевозить груз массой до 2 тонн. В крыше рубки момимо люка командира смонтированы еще два больших прямоугольных люка для десанта.
     Во всех модификациях БТР «Тип 77» используется полуавтоматическая система противопожарного оборудования, аналогичная ППО плавающих танков «Тип 60/63». Средств постановки дымовых завес нет.
     Моторно-трансмиссионное отделение, находящееся в кормовой части корпуса и отделенное от обитаемого помещения водонепроницаемой бронеперегородкой полностью идентично танку «Тип 63-I». В нем расположен 12-цилиндровый дизельный двигатель водяного охлаждения 12150L2, обслуживающие двигатель системы, топливные баки и два реактивных водомета. Двигатель представляет собой дефорсированный вариант танкового дизеля советского производства В-54, имеет V-образное расположение цилиндров, а его мощность равна 400 л.с. В трансмиссии предусмотрен отбор мощности через редукторы на водометные движители. Выходные отверстия водометов в корме предназначены для движения по воде вперед, а когда они закрываются бронезаслонками, вода выходит через щелевые отверстия в бортах, в этом случае происходит движение задним ходом.
     Ходовая часть бронетранспортера «Тип 77» шестикатковая, подвеска индивидуальная торсионная. Первый и последний узлы подвески снабжены гидроамортизаторами. Компоновка ходовой части предусматривает заднее расположение ведущих и переднее направляющих колес.
     После принятия на вооружение, бронетранспортеры серии «Тип 77» послужили базой для создания других боевых машин, предназначенных для обеспечения морской пехоты НОАК. БТР «Тип 77-I»/WZ-511-1 с открытым десантным отделением было выпущено небольшое количество, так как позднее появились специальные самоходные плавающие артустановки на их базе, а вот модификация «Тип 77-II»/WZ-511-2 была выпущена в количестве более 700 машин, которые и сейчас являются основным средством доставки морской пехоты. Помимо НОАК, бронетранспортеры «Тип 77» состоят на вооружении армиий некоторых африканских стран.

© 2003, www.otvaga.narod.ru, текст, характеристики
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Боевая масса, кг 15 500
Экипаж (десант), чел. 2 (16)
Основные размерения, мм:  
– Длина по корпусу 7400
– Ширина 3200
– Высота 2400
– Клиренс 425
– База х Колея нет данных
Среднее удельное давление на грунт, кг/см2 нет данных
Вооружение (боезапас, выстрелов):  
– 12,7-мм пулемет «Тип 54» 1 (нет данных)
Углы вертикального наведения, град. -4...+82
Механизм заряжания ленточное питание
Приборы прицеливания механич. прицел
Приборы наблюдения 9
Количество амбразур (из них для пулеметов) 4 (–)
Средства постановки дымзавесы нет
Тип и марка двигателя дизель NORINCO 12150L2
12-цилиндровый
Максимальная мощность, л.с.(кВт) 400
Удельная мощность, л.с./т 25,8
Емкость топливных баков, л нет данных
Трансмиссия главный двухдисковый фрикцион сухого трения, пятискоростная коробка передач (4+1), бортовые фрикционы, редукторы отбора мощности на водометы, бортовые редукторы
Максимальная скорость (на плаву), км/ч: 60 (12)
Запас хода, км 370
Преодолеваемые препятствия:  
– подъем, град. 40
– ров, м 2,8
– стенка, м 1,1
– брод, м плавает
Бронирование, мм 6...14
Вооружение боевых машин пехоты и БТР   Указатель всех встречающихся названий   !!! Помогите опознать БМП !!!
Используются технологии uCoz