ВОЕННЫЕ   САМОЛЕТЫ  КИТАЯ  (В.Е.Ильин, М.А.Левин)
      (статья из журнала «Техническая информация» №22/1991 г.)     
страница   1    2   3   4    5   6   
     ИСТРЕБИТЕЛИ, СТРОЯЩИЕСЯ В КНР ПО СОВЕТСКОЙ ЛИЦЕНЗИИ
     Первым реактивным истребителем, выпуск которого был освоен в Китае, явился самолет МиГ-17. созданный в СССР ОКБ А. И. Микояна в 1949 г. и являющийся дальнейшим развитием самолета МиГ-15, хорошо зарекомендовавшего себя в боевых действиях в Корее в 1950-1953 гг. Выпуск этого самолета, получившего китайское обозначение J-5, был начат в 1955 г. СССР направил в Китай, комплект технической и технологической документации по самолету, а также большую часть необходимой для его - сборки оснастки. Кроме того, Китаю было передано два полностью собранных самолета МиГ-17Ф и 15 комплектов деталей для сборки истребителей. Первый самолет, полностью изготовленный в КНР, был выкачен из сборочного цеха завода в Шеньяне 13 июля 1956 г. Заводские испытания, завершившиеся 2 августа 1956 г., подтвердили, что характеристики самолета не отличаются от стандартных. В 1956-1959 гг. было построено 767 истребителей J-5, поступивших на вооружение ВВС и ВМС КНР. В 1958 г. во время боевых столкновений с авиацией Тайваня истребителями J-5 было уничтожено два самолета Рипаблик F-84G, шесть Норт Америкен F-86 и один F-86, вооруженный УР с ИК системой самонаведения AIM-9 «Сайдуиндер». В 1957 г. истребители J-5 ВМС КНР перехватили и уничтожили американский разведывательный самолет Мартин RB-57, в 1967 г. самолеты ВВС сбили американский истребитель Макдоннелл-Дуглас F-4B, вторгшийся в воздушное пространство Китая.
     В 1961 г. на базе советского всепогодного истребителя-перехватчика МиГ-17ПФ в Шеньяне начались работы по созданию аналогичного китайского самолета J-5A. Комплект технической документации по самолету был разработан китайскими специалистами к сентябрю 1962 г., а сборка первого самолета J-5A завершилась в июне 1964 г. Первый полет состоялся 11 ноября 1964 г. Летные испытания были завершены к концу ноября, и в 1965 г. начался серийный выпуск истребителя.
     Вооружение: 1х37 мм и 2х23 мм пушки, бомбы калибром до 500 кг на двух внешних узлах подвески НАР.
     В начале 1965 г. начались работы по созданию двухместного учебно-тренировочного самолета JJ-5, предназначенного для замены УТС МиГ-15УТИ, поставлявшегося ранее из СССР. Новый самолет имел несколько удлиненный по сравнению с истребителем J-5 фюзеляж, измененную форму носовой части и вооружение, состоящее из одной пушки 23-1 (23 мм). Первый полет самолета состоялся 8 мая 1966 г., серийный выпуск продолжался до конца 1986 г. (всего построено 1061 самолет). По утверждению китайских специалистов, самолет JJ-5 превосходил УТС МиГ-15УТИ, так как позволял совершать не только полеты на отработку техники пилотирования, но и обеспечивал отработку применения оружия по воздушным и наземным целям. Самолетами этого типа укомплектована демонстрационная группа китайских ВВС по воздушной акробатике.
     Дальнейшим шагом на пути совершенствования китайской истребительной авиации явилось освоение выпуска сверхзвукового истребителя МиГ-19. Прототип самолета, опытный истребитель – И-360 (СМ-2) был создан в ОКБ им. А. И. Микояна в 1952 г., поступление на вооружение советских ВВС самолета МиГ-19 началось в 1955 г.
     Первой модификацией самолета, намеченной для серийного производства на заводе в Шеньяне, явился всепогодный истребитель-перехватчик МиГ-19П, оснащенный РЛС. Всю оснастку для постройки самолета предполагалось спроектировать и изготовить в КНР. Первый построенный в Китае самолет МиГ-19П, пилотируемый летчиком-испытателем Ванг Юхуай, совершил первый полет 17 декабря 1958 г. 30 сентября 1959 г. совершил первый полет построенный в Китае дневной истребитель МиГ-19С, получивший китайское обозначение J-6 (летчик-испытатель Ю. Кеминг).
     Начавшийся в 1958 г. «Большой скачок» – политическая и экономическая кампания, направленная на достижение в нереально короткие сроки стремительного прогресса в экономике, привел к дезорганизации авиационной промышленности и замедлению работ по освоению серийного выпуска самолетов МиГ-19, которые возобновились фактически лишь в 1961 г. На этот раз было принято решение обратиться за технической помощью к СССР, котоый направил в Китай необходимую технологическую документацию, а также производственную оснастку и другое требуемое для постройки самолета оборудование. В 1963 г. массовый выпуск самолетов J-6 МиГ-19С на заводе в Шеньяне был освоен. В дальнейшем, в ходе модернизации самолета, была несколько усовершенствована конструкция планера, контейнер с тормозным парашютом был размещен под вертикальным оперением.
     На заводе в Нанчанге началось освоение выпуск по советской лицензии всепогодного самолета МиГ-19П и МиГ-19ПМ. Первый полет самолета МиГ-19П. собранного в Нанчанге, состоялся 28сентября 1958 г. (19 первых самолетов были собраны из деталей, поставленных из СССР), выпуск самолета МиГ-19ПМ - варианта самолета МиГ-19П с УР класса воздух-воздух Р-5М (наведение по радиолучу) начался в марте 1959 г. (пять первых самолетов были собраны из советских деталей).

Самолет МиГ-19

Самолет J-7II
     В 1966 г. в Шеньяне начались работы по созданию разведывательного варианта самолета JZ-6. Самолет предназначался для ведения фоторазведки на средних и малых высотах. Малосерийный выпуск самолета начался в 1967 г. В 1971 г. два самолета JZ-6 были переоборудованы в высотные разведчики, и в 1976 г. еще один самолет этого типа был переоборудован в разведчик, способный действовать как на больших, так и на малых высотах. В 1976 г. состав разведывательного оборудования на самолете был модернизирован и включал АФА и ИК сканирующую камеру.
     В 1966 г. началась разработка УТС JJ-6. Первый полет самолета состоялся 6 ноября 1970 г., серийный выпуск начался в декабре 1973 г. и завершился в конце 1986 г. (всего построено 634 самолета). Самолет имел удлиненный фюзеляж, вооружение, состоящее из одной пушки, дисковые тормоза на колесах основных стоек шасси, новое навигационное и усовершенствованное кабинное оборудование.
     Самолет МиГ-19, созданный в начале 1950-х годов, в конце 1960-х годов перестал в полной мере удовлетворять требованиям к современному фронтовому истребителю. У китайских ВВС возникла потребность в истребителе, имеющем более высокие ТТХ. В соответствии с этими требованиями в Шеньяне была предпринята попытка создать вариант самолета J-6 с существенно улучшенными характеристиками. В 1969 г. начались работы над истребителем J-бIII, имеющим усовершенствованный ТРДФ WP6A, крыло меньшего размаха с увеличенной хордой и большей площадью закрылков и элеронов. В воздухозаборнике самолета был установлен нерегулируемый конус. Двухканальная гидравлическая система была заменена одноканальной. Первый полет самолета J-6III состоялся 6 августа 1969 г., не дожидаясь завершения летных испытаний, был развернут серийный выпуск истребителя. Действительно, в ходе испытаний подтвердилась более высокая горизонтальная маневренность и скороподъемность новой модификации самолета, однако несколько сотен построенных истребителей было возвращено на завод на доработку из-за неудоволетворительной работы воздухозаборника, кроме того. была восстановлена прежняя двухканальная гид-равлическая система. Работы по доводке самолетов J-6II продолжались в течение четырех лет и потребовали значительных финансовых издержек.
     В 1974 г. на авиазаводе в г. Гуанджоу были начаты работы по проектированию всепогодного истребителя J-6A, оснащенного бортовой РЛС и УР класса воздух-воздух с ИК системой самонаведения FL-2. Самолет был снабжен стартовым ускорителем, тормозным парашютом, установленным в контейнере за вертикальным оперением, дисковыми тормозами на основных стойках шасси, дублированной системой запуска двигателей и усовершенствованной системой сигнализации об облучении РЛС противника, установленной на киле. С 1977 г. самолеты J-6A. выпускаемые малой серией, начали поступать на вооруженные ВВС КНР.
     Самолет J-6 (МиГ-19) до настоящего времени является самым массовым истребителем китайских ВВС (по состоянию на 1991 г. в составе ВВС КНР находилось 2500 самолетов этого типа).
     В 1958 г. в СССР началось серийное производство истребителя МиГ-21 развивающего скорость, соответствующую М=2. Самолет МиГ-21 рассматривался как основной фронтовой истребитель ВВС СССР и его союзников. В 1961 г. было заключено соглашение о налаживании серийного выпуска самолета МиГ-21Ф-13 и ТРДФ Р-11 на китайских заводах по советской лицензии. Однако охлаждение отношений между ССС и КНР в начале 1960-х годов привело к тому, что в Китай не была направлена часть технологической документации, что затруднило освоение производства нового самолета.
     Постройка китайского варианта самолета МиГ-21Ф-13, получившего обозначение J-7, началась на заводе в Шеньяне в начале 1964 г. статиспытания завершились в ноябре 1965 г., а 17 января 1966 г. самолет, пилотируемый Г.Венронгом, совершил первый полет. В ходе летных испытаний была достигнута скорость, соответствующая М- 2,02. В июне 1967 г. был начат серийный выпуск самолета J-7, Несколько позже постройка самолетов J-7 была освоена на заводах в Ченгду и Гуанджоу.
     Серийный выпуск самолетов J-7 во второй половине 1960-х годов существенно замедлился ввиду дезорганизации китайской авиационной промышленности. вызванной «Великой культурной революцией». Ресурс двигателей, установленных на истребителях ранних серий (WP7, 1х5100 кгс) не превышал 100 ч.
     Поступление на вооружение ВВС КНР сверхзвуковых истребителей J-6 и J-7 совпало с войной во Вьетнаме, характеризовавшейся широким использованием США авиации. Воздушное пространство КНР неоднократно нарушалось американскими разведывательными самолетами, в борьбе с которыми использовались новые китайские истребители. В 1964 и 1965 гг. летчики ВВС и ВМС КНР на самолетах J-6 сбили два американских разведывательных самолета Макдоннелл RF-101 «Вуду». Один истребитель-бомбардировщик Локхид F-104C «Старфайтер» был сбит самолетом J-6 в 1965 г. В 1967 г. летчики ВВС на самолетах J-6 сбили два палубных бомбардировщика Макдоннелл-Дуглас А-б «Интрудер». Всего за период с 1964 по 1971 гг. самолеты ВВС J-6 сбили восемь, а J-7 – шесть пилотируемых самолетов-нарушителей, кроме того, было уничтожено более 300 разведывательных и агитационных аэростатов. В период с 1965 по 1968 гг. летчики ВМС на сверхзвуковых истребителях сбили семь самолетов-нарушителей.
     Завод в Ченгду стал базовым предприятием по созданию новых модификаций истребителя J-7. Был создан усовершенствованный вариант истребителя J-7I.
     В 1976 г. началась работа над самолетом J-7II. По сравнению с исходным истребителем, новый самолет имел нерегулируемый воздухозаборник с центральным конусом, усовершенствованный ТРДФ WP7B, с увеличенной тягой (1х6100 кгс), вторую пушку (30 мм) и увеличенный подфюзеляжный ПТБ емкостью. 720 л. Тормозной парашют был перемещен из отсека в нижней задней части фюзеляжа в контейнер, установленный за килем (аналогичное изменение ранее было сделано и на советских самолетах МиГ-21). На самолете было применено новое катапультное кресло, установленное вместо системы средств спасения «СК». применяемой на ранних модификациях самолета МиГ-21. Кресло обеспечило возможность покидания самолета на малой высоте в диапазон скоростей 250-850 км/ч. Применение нового катапультного кресла потребовало изменения конструкции фонаря кабины (аналогичные изменения были сделаны и на советских самолетах МиГ-21 при переходе на кресло КМ-1). Впервые для спасения летчика новое кресло было успешно использовано в 1984 г., до конца 1985 г. было осуществлено пять катапультирований, закончившихся удачно. В 1985 г. катапультное кресло, установленное на самолете J-7I1, было удостоено «Национальной залотой медали качества».
     Первый полет самолета J-7II состоялся 30 декабря 1978 г. (летчик Ю. Мингуэн). Истребитель J-7II состоит на вооружении ВВС КНР, а также поставляется на экспорт: 160 самолетов J-7I1 было поставлено Египту и 75-Ираку. Истребители, поставленные в Египет (а также советские самолеты МиГ-21, имеющиеся в ВВС этой страны) были переоснащены ИЛС фирмы ОЕС-Эвионикс и УР AIM-9P.
     Самолеты J-7II ВВС КНР оснащены оптическим прицелом SM-3A или AFS-3A (на самолетах более позднего выпуска устанавливается ИЛС китайской разработки), радиокомпасами СТ-3 и WL-7, радиовысотомером «262», радиодальномером «222», системой свой-чужой «602». Вооружение включает две пушки 30-1 (30 мм. боекомплект 60 снарядов на ствол), на двух подкрыльевых узлах подвески могут размещаться УР с ИК системой самонаведения PL-2, НАР и свободнопадающие бомбы калибром до 250 кг (в перегрузочном варианте-до 500 кг).
     С 1979 г. на авиазаводе в Ченгду ведутся работы по созданию специальных экспортных вариантов самолета J-7. в рамках которых были построены истребители J-7A, J-7B, J-7M и J-7MP (работы по созданию самолета J-7M начались в 1981 г. под руководством главного конструктора Ту Джида. самолет оснащен радиодальномером «226», ИЛС «956», возможно применение оружия западного производства, в том числе УР R.550 «Мажик». Максимальная скорость установившегося разворота составляет 14,7 град/с (М=0,7, h=0) и 9,5 град/с М=0,8, h=5000 м), со скорости, соответствующей М=0,9 до М=1,2 на высоте 5000 м самолет разгоняется за 35 с.
     В 1981 г. началась работа по проектированию всепогодного самолета J-7III, в общих чертах соответствующего советскому истребителю МиГ-21ПФМ. Сборка первого самолета J-7TII, занявшая 30 дней, завершилась в феврале 1984 г., первый полет самолета состоялся 26 апреля 1984 г. (самолет пилотировал Ю. Мингуэн). Программа летных испытаний завершилась в декабре 1984 г. Самолет оснащен многоцелевой РЛС JL-7, обеспечивающей действие, как по воздушным, так и по наземным целям, созданию которой предшествовала разработка опытных РЛС «317» и «317А». Сведений о поставках истребителя J-7III на экспорт не имеется.
     Поступление на вооружение ВВС Китая сверхзвуковых истребителей потребовало создания усовершенствованного учебно-тренировочного самолета. В 1979 г. на базе истребителя J-7II началась разработка УТС JJ-7, близкого к советскому самолету МиГ-21УТИ. Первый полет нового УТС состоялся 5 июля 1985 г. В отличие от исходного самолета J-7II, на самолете JJ-7 штанга ПВД была установлена справа над воздухозаборником, введена подсветка приборов красным светом.
      Для поставок на экспорт был создан УТС FT-7P. имеющий усовершенствованный ТРД WP7B (1х4400 кгс без ф. к.), фюзеляж, удлиненный на 610 мм, встроенную двухствольную пушку 23-3 (23 мм), установленную в нижней части фюзеляжа, дополнительные подкрыльевые узлы внешней подвески, увеличенную емкость внутренних топливных баков. Разработка самолета начата в 1989 г., первый полет состоялся в ноябре 1990 г. Самолет оснащен ИЛС «956», радиодальномером 7М, радиовысотомером HRA/2, кинофотопулеметом «2032», системой свой-чужой АРХ-101. Вооружение включает пушку 23-3 с боекомплектом 186 снарядов, также ракетное и бомбовое вооружение максимальной массой 1650 кг на пяти узлах внешней подвески, включающее УР класса воздух - воздух AIM-9P и R.550, НАР LAP-68, бомбы Mk.82.
      Стремясь увеличить экспортный потенциал истребителя J-7, правительство КНР заключило с американской фирмой Грумман соглашение о совместной разработке усовершенствованного истребителя CATIC/Грумман «Супер-7». В отличие от исходного самолета, новый истребитель имеет боковые нерегулируемые воздухозаборники, крыло увеличенной площади с предкрылками и наплывами, новый фонарь кабины увеличенных размеров с улучшенным обзором, ТРДДФ Дженерал Электрик F404/RM12 (1Х8200 кгс) или Турбо Юнион RB.199 (1Х8200 кгс), увеличенную взлетную массу. Самолет предполагается оснастить РЛС Вестингауз APG-66 (аналогичная РЛС устанавливается на истребителях Дженерал Дайнэмикс F-16A), ИЛС, ИНС, современным связным оборудованием.
      Вооружение самолета «Супер-7» должно включать двухствольную пушку 23-2 (23 мм). На четырех подкрыльевых узлах внешней подвески предполагается разместить УР класса воздух-воздух PL-2, PL-2A, PL-5B, PL-7. R.550 «Мажик», блоки НАР 57-2 (57 мм) и 90-1 (90 мм), свободнопадающие бомбы калибром 50, 150, 250 и 500 кг. На концах крыла предполагается установить дополнительные узлы подвески для УР с ИК системой самонаведения. На подфюзеляжном и крайних подкрыльевых узлах внешней подвески предполагается разместить ПТБ.
      Работы по программе «Супер-7» были начаты в 1988 г., в 1989 г. прекращены американской стороной по политическим соображениям, однако в 1990 г. возобновлены.
      Ведутся работы по переоснащению самолетов J-7 ТРДДФ Турбо Юнион В.199 (7680 кгс) или РД-33 (8300 кгс).
страница   1    2   3   4    5   6   
Используются технологии uCoz