ВОЕННЫЕ   САМОЛЕТЫ  КИТАЯ  (В.Е.Ильин, М.А.Левин)
      (статья из журнала «Техническая информация» №22/1991 г.)     
страница   1    2   3   4    5   6   
     Несмотря на многочисленные легенды о создании в Китае различных летательных аппаратов еще в период средневековья, первые документальные свидетельства о зарождении авиации в этой стране относятся ко второй половине XIX в. В 1887 г. Хуа Хенгфанг построил аэростат диаметром 1,66 м, наполняемый водородом.
     Постройка первого китайского самолета была начата в 1910 г. Лю Зученгом и Ли Баоджуном. Полет самолета состоялся в апреле 1911 г., но закончился аварией из-за отказа двигателя. Толчок развитию китайской военной авиации дала революция 1911 г., в результате которой на родину вернулись многие патриотически настроенные китайцы, проживавшие ранее за рубежом. В 1911 г. в Китай прибыл инженер Фенг Ру, привезший с собой из США два самолета собственной постройки, которые и положили начало китайским ВВС. В 1912 г. Фенг Ру погиб в авиационной катастрофе и похоронен с почестями, как пионер авиации.
     В 1913 г. была открыта авиаремонтная мастерская в г. Нануаян, а несколько позже – другое аналогичное предприятие в г. Куангхе. Директор авиаремонтной мастерской в Нануаяне Паи Шизонг и летчик-инструктор Ли Руянг в 1914 г. спроектировали и построили боевой самолет, снабженный толкающим винтом и стрелковой установкой в носовой части.
     В 1915 г. в г. Гуандунге, открылась авиационная школа, которую возглавил Тан Ген-еще один выходец из США, построивший там, в 1910 г. летающую лодку, получившую первый приз на авиационных соревнованиях в Чикаго.
     В 1918 г. было – образовано авиационное инженерное управление ВМС, приступившее к разработке и постройке 15 гидросамолетов различных типов (учебные, разведчики и бомбардировщики), но ни один из этих самолетов серийно не строился. Уже в тридцатые годы под руководством капитана Тсенга в Шанхае был построен корабельный разведывательный самолет со складным крылом, предназначенный для оснащения крейсера «Нинг Хай», заказанного в Японии для китайских ВМС, а также несколько самолетов берегового базирования, предназначенных для разведки и учебных целей.
     В 1918 г. по приглашению лидера китайской революции Сунь Ятсена в страну из США прибыл Ян Хиануй, назначенный директором авиационного правительственного бюро, а с 1922 г. - директором авиационного ремонтного завода. В 1923 г, под его руководством был построен двухместный разведчик-УТС «Росамонд» 1 строившийся серийно.
     Начавшаяся в 1932 г. агрессия Японии поставила правительство Китая перед необходимостью значительного усиления боевой авиации. Увеличился объем закупок авиационной техники за рубежом, в том числе и в СССР (в 1933 г. правительству провинции Синцзян была поставлена партия разведчиков Р-5). К 1936 г. китайские ВВС располагали 350 боевыми самолетами, в основном итальянского и американского производства. В 1934- 1945 гг. при технической и финансовой поддержке зарубежных стран началось создание новых авиационных заводов, предназначенных для сборки самолетов из деталей, поставляемых из-за границы, а также для ремонта авиационной техники. Самый крупный из новых заводов, расположенный в г. Лейуонг (провинция Янань), имел штат до 1700 чел. и с 1934 по 1942 гг. собрал из деталей, поставленных из США, около 300 самолетов. В 1942 г. он был уничтожен в результате налетов японской авиации. Авиазавод в Нанчанге был построен при помощи Италии и также был разрушен японской авиацией в 1937 г., после чего уцелевшее оборудование было эвакуировано в провинцию Си-чуань, где завод, получивший начвание «Завод ВБС № 2», с 1939 г. возобновил работу, наладив сборку советских боевых самолетов, учебных планеров и легких транспортных самолетов.
     На центральном государственном авиазаводе в Нанкине в июле 1937 г. началась сборка серии из 60 американских истребителей Кертисс «Хоук»III (самолеты этого типа применялись в боевых действиях против Японии до 1941 г.).

Самолет Кертисс «Хоук» III, сборка которого
осуществлялась в Китае

И-16 тип 10, поставлявшийся Китаю СССР в 1938-
1941 гг.
     7 июля 1937 г. конфликт с Японией вступил в новую фазу, начались полномасштабные боевые действия с использованием регулярных вооруженных сил обоих государств. Японские войска превосходили китайские вооруженные силы по оснащению огневыми средствами в 4-5 раз, по авиации - в 13 раз, по танкам - в 36 раз. Китайская авиация несла значительные потери, за короткий срок ее боевой состав сократился до нескольких десятков самолетов, на которых летали иностранные волонтеры и незначительное число летчиков-китайцев. В этих условиях правительство Чан Кайши обратилось за технической помощью к СССР. В марте 1938 г. было оформлено первое соглашение о предоставлении Китаю кредита на 50 млн. долл., еще до оформления которого начались поставки советской военной техники, продолжавшиеся до 1941 г., с октября 1937 г. до июня 1941 г. в Китай было поставлено 1250 советских самолетов И-15, И-16, СБ, ДБ-ЗА, ТБ-3 и Р-5, а также направлено свыше 700 добровольцев-летчиков и механиков. Самолеты и летчики-волонтеры прибывали в этот период и из США (так. в 1937 г. начались поставки Китаю 30 легких бомбардировщиков Валти V-11-G. Поставлялись также истребители Боинг РЕ. 12, Кертисс «Хоук»75, Кертисс Р-36, бомбардировщики Мартин 139W. Воут «Корсар» SBU-1, Нортроп 2Е). Некоторое число самолетов (Фиат CR.32, Савойя S.72, 79В н Моран Солнье MS-406 C1) было закуплено в Италии и Франции.
     К 1940 г. японская авиация в Китае потеряла на земле и в воздухе 986 самолетов, за этот же период в Китае погибло более 200 советских летчиков-добровольцев.
     В 1938 г. по просьбе китайского правительства СССР приступил к постройке в г. Урумчи (провинция Синцзян) завода по сборке истребителей И-16. Сооружение первой очереди завода закончилось I сентября 1940 г., основное строительство - в феврале 1941 г. Программа завода была рассчитана на сборку 300 истребителей в год из частей, деталей и узлов, поставляемых СССР. В дальнейшем завод освоил производство учебно-тренировочных самолетов УТ-2, часть которых поставлялась в летные училища СССР в годы Великой Отечественной войны.

Бомбардировщик ДБ-3А поставлявшийся Китаю
из СССР

Самолет УТ-2, собиравшийся на авиазаводе в
провинции Синцзян
     К 1940 г. объем военной помощи со стороны СССР начал уменьшаться. Основным поставщиком новых самолетов для ВВС Китая стали США. В 1940 г. было заключено соглашение о поставке Китаю 50 легких бомбардировщиков Валти V-12-D, которые предполагалось собрать на заводе в г. Лой-винг, однако завод был разрушен ударами японской авиации (в дальнейшем контейнеры с разобранными самолетами были направлены в Бангалор, где также была предпринята попытка их сборки.для ВВС Китая, однако в строй удалось ввести лишь несколько самолетов).
     В условиях угрозы полного прекращения поставок из-за рубежа авиационной техники в Китае была предпринята попытка наладить выпуск своими силами истребителя отечественной конструкции. В начале 1941 г. начальник технического бюро ВВС Май Ген Чу Ген-Чиа на базе конструкции истребителя Кертисс «Хоук» 75А спроектировал истребитель X-RO, который предполагалось выпускать на авиазаводе в г. Куиминг. Истребитель представлял собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом, убирающимися шасси и двигателем Пратт-Уитни R-1830-S1C3-G (200 л.с.). Вооружение включало пулеметы и подфюзеляжный узел подвески для бомбы, позволяющий использовать самолет в качестве пикирующего бомбардировщика. Первый полет истребителя состоялся в Кунманге в 1942 г., однако серийное производство развернуто не было, так как к этому времени возобновились поставки современной авиационной техники из США.
     В 1941 г. партия из 100 истребителей Кертисс «Томахоук» IIB, первоначально предназначенных для Великобритании, была переадресована Китаю. Из этих самолетов была сформирована авиагруппа «Флайнг Тайгерс» (AGV), укомплектованная американскими летчиками-волонтерами, возглавляемыми генералом К. Ченнолтом. Формирование группы AGV началось в середине 1941 г. на английской авиабазе в Тоунгоо (Бирма); ее задачей было прикрытие центрального участка шоссе между Чунг-кингом и Лашио, по которому шли военные поставки в Китай. Самолеты этой группы вели активные воздушные бои с японской авиацией, включая истребители Мицубиси А6М2 «Зеро», уничтожив в общей сложности 286 самолетов противника. В 1944 г. группа была переоснащена самолетами Норт Америкен Р-51 «Мустанг».
     После разгрома Японии в 1945 г. национально-освободительной армии Китая правительством СССР было передано 612 трофейных японских самолетов, в том числе истребители И-98 и легкие бомбардировщики ЛБ-93. Противостоящие НОАК силы Чан Кайши получали американскую авиационную технику, в частности, истребители P-51D и бомбардировщики В-25.
     После 1949 г. в результате победы революционных сил китайская авиация стала развиваться при широкой помощи Советского Союза. В 1950 г., после начала войны в Корее, где активное участие принимали китайские добровольцы, КНР было поставлено значительное число самолетов ЛА-11, Ту-2, Ил-10, Як-11, МиГ-9, МиГ-15 и Ил-28. Одновременно были развернуты работы по созданию современной авиационной промышленности и национальной научно-исследовательской и конструкторской базы, способной обеспечить проектирование и постройку современных боевых самолетов.

Истребитель Х-RО, разработанный на базе амери-
канского самолета Кертисс «Хоук» 75А

МиГ-15-бис, поставлявшийся Китаю из СССР в
ходе войны в Корее в 1950-53 гг.
страница   1    2   3   4    5   6   
Используются технологии uCoz