БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ LAV-25
Модификации:
LAV-25 (канадский вариант с ПТУР «Тоу»)
LAV-25 с дополнительным бронированием
Зарубежные модификации:
• «Бизон» (БТР ВС Канады, 1990 г.)
• ASLAV-25 (БМП ВС Австралии, 1995 г.)

«Пирана II» (БМП ВС Саудовской Аравии, 1993 г.)
«Пирана II» (БМП ВС Швеции)
• LAV-RECC «Койот» (БРМ ВС Канады, 1996 г.)
Машины созданные на базе «LAV-25»:
LAV-С (машина управления и связи)
• LAV-A (санитарная машина)
LAV-R (БРЭМ)
• LAV-F (ремонтная машина)
LAV-AT (самоходный ПТРК «TOW»)
LAV-M (самоходный 81-мм/107-мм миномет)
• LAV-MARV (машина охраны аэродромов, 1989 г.)
• LAV-MEWSS (машина РЭБ, 1985 г.)
LAV-L (транспортная машина тылового обеспечения)
LAV-105 (LAV-AG; машина огневой поддержки с 105-мм пушкой)
• LAV-AD (самоходный ЗРАК, 1983 г.)
• LAV-AD (MWS) (самоходный ЗРАК, 1984 г.)
• LAV-AD («Блейзер») (самоходный ЗРАК, 1990 г.)
• М1047 (самоходный универсальный ракетный комплекс, 1992 г.)
LAV-CCSLEP (опытный самоходный ЗРК «Чапаррэл»)
• LAV-S (машина обеспечения)

     Военно-политические события в Юго-Восточной Азии и в районе Персидского залива в 1978-1980 годах побудили руководство США сформировать так называемые Силы быстрого развертывания. Новые войска должны были обладать высокой мобильностью и огневой мощью. Для перевозки пехоты и огневой поддержки войск подразделениям СБР требовались колесные боевые машины-амфибии высокой проходимости, обладающие хорошей защищенностью и огневой мощью. Основой СБР должна была стать морская пехота, и поэтому в рамках командования корпуса морской пехоты в 1980 году было образовано управление LAV (Light Armored Vehicle – легкобронированная машина), отвечавшее за проведение конкурса на новую боевую машину. Одним из требований к новой боевой машине была возможность ее транспортировки по воздуху тяжелыми транспортными вертолетами СН-53 и по воде десантно-высадочными средствами на воздушной подушке LCAC.
     После оценочных испытаний, проходивших в 1982 году, руководители управления LAV объявили победителем конкурса швейцарский бронеавтомобиль «Пирана» 8х8 («Piranha» – пиранья) фирмы «MOWAG», который должна была производить по лицензии канадская компания «Дженерал Моторс оф Кэнэда» (GMC). Хотя окончательную сборку осуществлял завод фирмы GMC, ряд систем и вооружение производились в США. Так, башня с 25-мм пушкой была разработана и выпускалась американской фирмой «Delco». Другая американская фирма, «Arrowpoint», отвечала за интеграцию системы управления огнем и вооружения в общую конструкцию LAV-25. Первоначальный контракт предусматривал поставку КМП 969 бронеавтомобилей LAV в нескольких вариантах, но позже общее количество закупленных боевых машин на базе LAV было уменьшено до 759. Первые легкие БМП LAV-25 поступили на вооружение Морской пехоты США в октябре 1983 г. для батальонов LAV (по 147 машин в каждом); по одному такому батальону было сформировано в составе каждой дивизии морской пехоты, окончание поставок – 1987 год. Кроме США LAV-25 состоит на вооружении в ВС Австралии (поставлено 47 единиц), а модификации получили еще большее распространение.

     Машина LAV-25 представляет собой обычное шасси боевой машины «Пирана» 8 х 8 с вооружением, установленным в разработанной фирмой «Delco Systems» двухместной вращающейся башне. В башне были смонтированы стабилизированные в двух плоскостях спаренные 25-мм автоматическая пушка М242 «Бушмастер» с готовым к стрельбе боекомплектом из 210 снарядов (еще 210 находятся в укладке в подбашенном отделении) и 7,62-мм пулемет (общий боезапас 1200 патронов). Углы возвышения оружия от -10° до +60°. На лобовой части башни установлены два блока дымовых ганат М257 (по четыре в каждом, боекомплект 8 гранат L8А1). В корусе бронеавтомобиля размещены также 4050 5,56-мм патронов к штурмовым винтовкам Ml6A2 для десанта. На крыше башни возможна установка зенитного пулемета калибром 7,62 или 12,7 мм. Командир и наводчик используют стабилизированные в вертикальной плоскости комбинированные прицелы для дневного и ночного видения, при этом у наводчика имеются лазерный дальномер и тепловизор, изображение от которого может выводиться на дисплей командира. Помимо этого на крыше башни установлены перископические приборы наблюдения: 7 у командира и 1 у наводчика. Башня LAV-25 несколько смещена влево относительно диаметральной плоскости машины.

     Корпус БМП герметичный сварной, из листов высокопрочной стали, защищающей от 7,62-мм пуль и легких осколков. МТО находится впереди справа, слева расположено место механика-водителя. Перед его люком смонтированы 3 перископических прибора наблюдения, один из которых (центральный) может заменяться на ночной бесподсветочный прибор. В корме находится десантное отделение для размещения шести полностью экипированных солдат, которые могут пользоваться двумя люками в кормовом листе и еще двумя в крыше. Десантники могут вести наблюдение через 6 перископов, два из которых смонтированы в кормовых дверях. В левом борту середины корпуса расположен люк для аварийного покидания машины экипажем. Амбразуры для личного оружия отсутствуют, но на машинах последних выпусков они все-таки были установлены.
     Машина оборудована фильтро-вентиляционной системой с индивидуальными масками М8А1 и системой предупреждения о применении ОМП М43А1. Движение по воде осуществляется при помощи двух гребных винтов, расположенных в задней части корпуса, управление происходит с помощью четырех специальных рулей. Для предохранения от забрызгивания в носу имеется поднимаемый с помощью пневмоцилиндров водоотбойный щиток. На машине установлен дизель с турбонаддувом Детройт 6V-53T мощностью 275 л.с. и автоматическая трансмиссия Аллисон MT653 с 5 передачами движения вперед и одной назад и отбором мощности на два гребных винта. Подвеска колес независимая торсионная со спиральными пружинами и гидравлическими амортизаторами. 4 передних колеса могут отключаться от трансмиссии. Колеса фирмы «Мишлен» имеют по две независимые камеры, шины армированы. Тормоза – пневматические/гидравлические.

     Командование КМП ставило перед подразделениями, вооруженными LAV-25, следующие тактические задачи:
     - огневая поддержка пехоты в обороне и наступлении;
     - огневая поддержка мотопехоты на гусеничных бронетранспортерах-амфибиях AAV7A1 в составе полковой механизированной группы;
     - разведывательные и диверсионные действия за линией фронта, инженерная разведка обороны противника.
     Анализируя гипотетические военные действия, командование КМП основную угрозу для LAV-25 видело в боевых вертолетах Ми-24 и основных боевых танках. Угроза со стороны танков батальону LAV в какой-то мере нейтрализовывалась включением в его состав боевых машин LAV-AT, вооруженных ПТУР «Toy». Для противодействия воздушному противнику было решено разработать вариант LAV, вооруженный УР «Стингер» и пятиствольной 25-мм автоматической пушкой GAU-12 с высокой скорострельностью. По большому счету, морские пехотинцы предложили разработать еще несколько вариантов бронеавтомобиля LAV. Основной идей было усиление вооружения.
     Наряду с предложениями по разработке новых вариантов LAV, по результатам опытной эксплуатации нарекания вызвали: отсутствие встроенных в выхлопную систему двигателя генераторов дыма, электро-гидравлические приводы башни (замена их полностью электрическими повышала скорость наведения и уменьшала уровень шума), отсутствие внешних топливных баков и ряд других. Большинство пожеланий заказчика в дальнейшем было учтено.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Боевая масса, кг 12 880
Экипаж (десант), чел. 3 (6)
Основные размерения, мм:  
- Длина по корпусу (с пушкой вперед) 6393 (–)
- Ширина 2499
- Высота 2692
- Клиренс 350
- База 2,04/1,04/2,04
- Колея нет данных
- Колёсная формула 8 х 8
Среднее удельное давление на грунт, кг/см2 нет данных
Вооружение (боезапас, выстрелов):  
- 25-мм пушка М242 «Бушмастер»
- 7,62-мм спаренный пулемет М240
- 7,62-мм М240Е1 или 12,7-мм М2НВ зенитный пулемет на турели
1 (210+210)
1 (1 200)
1 (220)
Углы вертикального наведения, град. -10...+60
Стабилизатор вооружения нет
Механизм заряжания ленточное питание
Приборы прицеливания два DIM36 (перископич., днев./ноч.)
Приборы наблюдения 17
Количество амбразур (из них для пулеметов) нет
Средства постановки дымзавесы 8 дымовых гранатомётов
Тип и марка двигателя дизель «Детройт 6V-53T»
Максимальная мощность, л.с. (кВт) 275  (–)
Количество цилиндров 6 (V)
Количество оборотов/мин нет данных
Удельная мощность, л.с./т 21,4
Емкость топливных баков, л 300
Трансмиссия Автоматическая «Аllison MT653», 6-скоростная (5+1) коробка передач, 4 дифференциала
Максимальная скорость (на плаву), км/ч: 95 (9,5)
Запас хода, км 670
Преодолеваемые препятствия:  
- подъем, град. 55
- крен, град. 27
- ров, м 2,1
- стенка, м 0,4...0,6
- брод, м плавает
Бронирование, мм противопульное (до 10 мм)
Радиостанция SINCGARS, AN/PRC-68
ТПУ PCRS
Навигационная аппаратура DCS, PLGR
Вооружение боевых машин пехоты и БТР Указатель всех встречающихся названий
Используются технологии uCoz