|
|
|
БМП-2 ранних выпусков. За
люком механика-водителя на крыше расположена
пулемётная установка. Дымовые гранатомёты
отсутствуют.
Справа – пусковая установка ПТУР на крыше башни. |
БМП-2 создавалась на базе БМП-1 для дальнейшего
повышения боевых характеристик последней.
Разработка велась в КБ ЧТЗ с 1972 г. (об.769) и в КБ КМЗ
с 1974 г. (об.680, 675). Принята на вооружение в 1980 году
машина разработки Курганского завода, серийное
производство начато на КМЗ с апреля того же года.
Впервые была показана широкой общественности на
военном параде в ноябре 1982 г. По состоянию на 1995
год БМП-2 находилась на вооружении следующих
стран: России, Алжира (230 ед.), Афганистана, Анголы,
Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Индии,
Ирана, Ирака, Иордании, Казахстана, Кувейта,
Сьерра-Леоне, Словакии (93 ед.), Судана, Сирии,
Таджикистана, Туркмении, Украины, Узбекистана,
Финляндии (110 ед.), Чехии (187 ед.), Шри-Ланки, Йемена.
На машинах первых выпусков, как на
опытном объекте 675, отсутствовали дымовые
гранатомёты и устанавливался второй пулемёт на
крыше корпуса над люком старшего стрелка.
Боковая
проекция серийной БМП-2 |
Принципиальным отличием от последней является
установленный на БМП-2 новый комплекс вооружения.
Дело в том, что с помощью прежнего комплекса (73-мм
орудие, спаренный с ним 7,62-мм пулемет и ПТРК
«Малютка») с большим трудом решались огневые
задачи по поражению типичных «пехотных» целей –
открытой, залегшей и особенно укрытой живой силы,
легких бронированных машин типа американского
БТР М113, легких оборонительных сооружений, а
также по отражению атак низколетящих самолетов и
вертолетов. Кроме того, опыт боевого применения
БМП-1 показал, что орудие 2А28 не обеспечивает
эффективной борьбы с танками и другими
бронированными машинами как вследствие
недостаточной точности и малой дальности
стрельбы, так и из-за невысокого могущества
действия боеприпасов у цели. Поэтому на БМП-1 для
поражения таких целей практически используется
только ПТУР.
Основное вооружение БМП-2 – 30-мм
автоматическая пушка 2А42, установленная в
двухместной вращающейся башне. С пушкой спарен
7,62-мм пулемет ПКТ. На крыше башни между люками
командира и наводчика размещена пусковая
установка 9П135М (9П135М-1). Таким образом вооружение,
установленное в машине, позволяет вести борьбу с
различными целями, включая танки и боевые
вертолеты.
Шасси БМП-2 с шестиопорной ходовой частью по
конструкции и техническим характеристикам
аналогично шасси БМП-1.
Боевой расчет машины состоит из 10
человек: не спешиваемая часть (экипаж) 3 человека
(командир машины, он же командир отделения,
оператор-наводчик и механик-водитель) и 7
стрелков-десантников. Последние могут вести
прицельный огонь из личного оружия через
специальные амбразуры.
Отделение управления расположено в
левой передней части корпуса машины. В нем
размещено рабочее место механика-водителя,
оснащенное органами управления движением
машины, контрольно-измерительными приборами,
приборами наблюдения, средством связи (
аппаратом А-3 танкового переговорного устройства
– ТПУ). За сидением механика-водителя находится
рабочее место одного стрелка. Оно оборудовано
амбразурой для стрельбы из личного оружия (в
левом борту корпуса), приборами наблюдения
ТНП-165А и ТНПО-170А, а также аппаратом А-3 ТПУ.
Правую переднюю часть корпуса
машины занимает моторно-трансмиссионное
отделение (МТО). Оно совмещено по длине машины с
отделением управления. Эти отделения разделены
теплозвукоизоляционной перегородкой, в которой
имеются люки для доступа к агрегатам МТО.
Двигатель, коробка передач и планетарные
механизмы поворота объединены в силовой блок, а
радиаторы системы охлаждения, системы смазки
двигателя, масляной системы трансмиссии, эжектор
и воздухоочиститель – в блок охлаждения и
воздухоочистки. Последний крепится к балкам
крыши корпуса.
Боевое отделение расположено в
средней части машины. Оно занимает башню и
подбашенное пространство в корпусе. В нем
размещены основное и вспомлогательное
вооружение и его системы, а также рабочие места
командира (справа) и оператора-наводчика (слева).
На вращающемся полу смонтированы магазины с
патронами для пулемета и система, обеспечивающая
ленточное питание пушки
бронебойно-трассирующими и осколочно-фугасными
выстрелами. Укладки ПТУР установлены в
подбашенном пространстве (одна) и на правом борту
корпуса (три). Рабочие места командира и
оператора оборудованы приборами наблюдения,
прицеливания и управления оружием. У командира
установлены радиостанция Р-123М и аппарат А-1 ТПУ. У
оператора имеются пульт управления системой 902В
постановки дымовых завес. Для внутренней связи
используется аппарат А-2 ТПУ.
В кормовой части корпуса машины в
десантном отделении располагаются на своих
рабочих местах 6 стрелков. На каждом рабочем
месте имеется прибор ТНПО-170А для наблюдения за
местностью при движении «по боевому», амбразуры
для ведения стрельбы из пулеметов (передние) и
автоматов АКМ (остальные). Для входа и выхода
стрелков в корме машины имеются две двери. В
каждой из них установлен прибор ТНПО-170А, а в
левой двери еще и амбразура для стрельбы из АКМ. В
крыше корпуса над сидениями расположены два люка
для выхода стрелков при движении машины на плаву,
ведения огня по воздушным целям, наблюдения за
местностью на марше, аварийной эвакуации и т.п.
Десантное отделение разделено на две части
(правую и левую) средним топливным баком и
контейнером электрооборудования, в котором
размещены две аккумуляторные батареи, агрегаты
электрооборудования и отопитель десантного
отделения. В десантном отделении для внутренней
связи используются аппараты А-3 и А-4 ТПУ. В нише
правой двери размещена радиостанция Р-126.
|
30-мм автоматическая пушка 2А42 имеет
двухленточное питание. Огонь из нее ведется
бронебойными, осколочно-фугасно-зажигательными
и осколочными трассирующими снарядами.
Обеспечиваются два темпа стрельбы – малый (200-300
выстр./мин) и большой (не менее 550 выстр/мин).
Прицельные дальности стрельбы по наземным целям
составляют 2000 для бронебойных и 4000 м для других
типов снарядов. Могут поражаться воздушные цели,
летящие с дозвуковыми скоростями на высотах
(дальностях) до 2000-2500 м. Боекомплект к пушке 500
выстрелов, 160 из которых –
бронебойно-трассирующие. С пушкой спарен 7,62-мм
пулемет ПКТ. Наибольшая прицельная дальность
стрельбыы из него 2000 м. Питание пулемета
ленточное, темп стрельбы – 700-800 выстрелов в
минуту.
Пушка и спаренный с ней пулемет
стабилизированы в двух плоскостях. Стабилизатор
электромеханический 2Э36-1. Наведение оружия на
цель осуществляется от пультов управления
оператора-наводчика и командира. В стабилизаторе
предусмотрены два основных режима работы –
автоматический и полуавтоматический. Первый
предназначен для стрельбы с места и с ходу по
наземным целям. При этом осуществляются
стабилизация и стабилизированное наведение
спаренной установки в вертикальной и
горизонтальной плоскостях. При угле возвышения
около 35 градусов происходит автоматическое
переключение стабилизатора на
полуавтоматический режим, являющийся основным
при стрельбе по воздушным целям. В этом случае
также производится стабилизация и
стабилизированное наведение в обеих плоскостях,
но с меньшей точностью. Предусмотрен
вспомогательный режим целеуказания,
предназначенный для поворота башни в
направлении цели, выбранной командиром, с
перебросочной скоростью 30 градусов/с по
кратчайшему расстоянию.
Оператор-наводчик пользуется
комбинированным (дневной и активнопассивный
ночной перископический) прицелом с кратностью
увеличения х5,6 в дневной системе и х5 в ночной. При
работе в активном режиме с использованием
осветителя ОУ-5 дальность видения цели типа
«танк» составляет 800 м. С марта 1986 г. вместо
прицела БПК-1-42 устанавливается прицел БПК-2-42 с
несколько более высокими характеристиками.
Кроме прицела БПК-1-42 на рабочем месте наводчика
имеются 3 перископических электрообогревных
смотровых прибора ТНПО-170А и 1 прибор ТНПТ-1. У
командира машины установлены монокулярный
перископический дневной прицел 1ПЗ-3 с
кратностями увеличения х1,2 и х4, два смотровых
прибора ТНПО-170А и один ТНПТ-1. Кроме того, у
командира имеется комбинированный (дневной и
активный ночной) бинокулярный перископический
прибор ТКН-3Б с увеличением в дневной ветви 4,75-5,0
крат и ночной ветви 4-4,2 крат. Прицел 1ПЗ-3
предназначен для поиска воздушных и наземных
целей, слежения за ними и наведения на них оружия.
При этом по наземным целям стрельба может
производиться с места и с ходу, а по воздушным
целям – с места.
Для борьбы с танками и другими
сильно бронированными средствами противника
предназначен ПТРК «Фагот» или «Конкурс», который
может использоваться в машинном и выносном
вариантах. Перевод противотанкового комплекса
из машинного варианта в выносной производится
силами двух членов экипажа. Общим элементом
машинной и выносной пусковых установок является
прицел 9Ш119М1.
Важную роль в обеспечении высокой
огневой мощи машины играет оружие, используемое
стрелками десанта. Это 2 пулемета и 6 автоматов, 2
зенитных комплекса 9К34 (вместо одного из них
может укладываться РПГ-7), а также 12 гранат Ф-1.
Боеприпасы к пулеметам (4 корбки с лентами по 100
патронов, 6 коробок с лентами по 200 патронов и
коробка с 440 патронами) размещены в боевом и
десантном отделениях. Для гранатомета РПГ-7
имеется 5 гранат ПГ-7В.
|
|
Защита от обычных средств и оружия массового
поражения обеспечивается прочностью, жесткостью
и герметичностью броневой конструкции – корпуса
и башни, а также применением специальных систем,
затрудняющих попадание снарядов в машину и
снижающих эффективность их воздействия.
Корпус машины сварной,
изготовленный из катаных листов броневой стали.
Детали корпуса имеют различные толщины и
конструктивные углы для обеспечения наилучшей
защиты от пуль, малокалиберных снарядов,
осколков снарядов и мин, а также прочности и
жесткости конструкции. По конфигурации корпуса
БМП-1 и БМП-2 близки между собой. Наибольшие
отличия имеются в конструкции крыши корпуса, что
связано с установкой на ней значительно большей
по размерам двухместной башни. Последняя имеет
конусообразную форму, сварена из стальных
броневых листов. На крыше башни предусмотрены
люки командира и оператора, отверстия для
установки прицелов 1ПЗ-3 и БПК-1-42, а также опоры
пусковой установки ПТУР. На люках, гнездах всех
приборов и стыке корпуса и башни (между верхним и
нижним погонами шариковой опоры) имеются
резиновые уплотнения, обеспечивающие
герметизацию внутреннего пространства. На крыше
корпуса в десантном отделении и на всех крышках
люков с внутренней стороны установлен подбой,
который повышает защиту экипажа от проникающей
радиации.
Защита экипажа и десанта от
радиоактивной пыли, отравляющих веществ и
бактериальных средств обеспечивается системой
герметизации обитаемых отделений и подачи в них
очищенного воздуха, в состав которой входят
прибор радиационной и химической разведки (ПРХР),
фильтровентиляционная установка, постоянные и
закрывающиеся уплотнения, исполнительные
механизмы. Система имеет автоматическое
включение с ручным дублированием.
На машине установлено
противопожарное оборудование двухкратного
действия, состоящее из 2 баллонов с огнетушащим
составом «Хладон» 114В2, 4 термодатчика в
моторно-трансмиссионном отделении,
трубопроводов и устройства управления. Имеется
также ручной углекислотный огнетушитель ОУ-2.
Система маскировки включает
термодымовую аппаратуру многократного действия,
обеспечивающую установку непросматриваемой (в
видимой части спектра) дымовой завесы шириной
100-150 м, и 6 дымовых гранатометов калибра 81 мм
системы 902В «Туча». Последние позволяют с помощью
дымовых гранат 3Д6 (массой 2,4 кг) устанавливать
дымовые завесы на дальностях 200-300 м. В целом,
защитные характеристики БМП-2 такие же, как у
БМП-1.
БМП-2 в Чечне, 2000 г. |
Размещение экипажа в БМП-2.
• - экипаж; • - десант; • - вооружение
|
Устройство
БМП-2: 1 – двигатель; 2 – прибор наблюдения
механика-водителя; 3 – прибор наблюдения
стрелка-десантника; 4 – пушка 2А42; 5 – башня; 6 –
спаренный пулемёт; 7 – кожух прицела; 8 – пусковая
установка ПТУР «Конкурс»; 9 – укладка ПТУР в
боевом отделении; 10 – антенна; 11 – укрывочный
брезент; 12 – спинка сиденья десанта; 13 – шаровые
опоры для автоматов; 14 – кормовая дверь; 15 –
опорный каток; 16 – магазин для 30-мм снарядов; 17 –
укладка ПТУР механика-водителя; 18 – сиденье
стрелка-десантника; 19 – сиденье
механика-водителя; 20 – направляющее колесо; 21 –
крыло-поплавок; 22 – бронекрышки; 23 – дымовые
гранатомёты; 24 – фара; 25 – прибор заднего вида
На машине используется 6-цилиндровый 4-тактный
бескомпрессорный дизель УТД-2001 жидкостного
охлаждения с непосредственным впрыском. Его
мощность 210...221 кВт. Масса сухого двигателя около
700 кг. Общая вместимость топливных баков 460
литров. В зимнее время используется зимнее или
арктическое, а летом летнее дизельное топливо.
Удельный расход топлива при максимальной
мощности составляет 238 г/кВт.ч. В системе смазки
применяется масло МТ-16п, МТЗ-10п или М-16ИХП-3.
Заправочная вместимость системы 58 л. Удельный
расход масла при частоте вращения коленчатого
вала 2200 об./мин не более 10,9 г/кВт.ч. Для облегчения
пуска в холодное время в системе охлаждения
имеется форсуночный подогреватель с жаротрубным
котлом, двигатель оборудован бесфорсуночным
факельным подогревателем (БФП) впускного
воздуха. Основным способом пуска является пуск
сжатым воздухом, дополнительным – с помощью
электростартера. Предусмотрен клапанный
автоматический механизм защиты двигателя от
попадания воды. Клапан взводится в исходное
положение ручным приводом.
Трансмиссия механическая. Главный
фрикцион многодисковый, сухого трения, постоянно
замкнутый. Коробка передач простая, с постоянным
зацеплением шестерен, с синхронизаторами на
второй, третьей, четвертой и пятой передачах.
Обеспечивает 5 передач переднего и 1 передачу
заднего хода. При включении замедленного
диапазона скорости уменьшаются в 1,44 раза.
Механизмы поворота планетарные,
двухступенчатые. Их тормоза поворота и
блокировочные фрикционы многодисковые,
работающие в масле с трением сталь по
металлокерамике. Остановочные тормоза
ленточные, плавающие, двустороннего действия,
сухие. Приводы управления: главным фрикционом –
гидравлический (при неработающем двигателе –
пневматический); переключением передач –
механический с гидравлическим сервированием на
2-й, 3-й, 4-й и 5-й передачах; планетарными
механизмами поворота – гидравлический со
следящим воздействием на фрикционы и тормоза
ПМП; остановочными тормозами – гидравлический
следящего действия (при неработающем двигателе
– пневматический); стояночным тормозом (левый
тормоз остановочных тормозов) – механический.
Масса коробки передач с главным фрикционом, ПМП,
тормозами и гидроприводом около 540 кг. Бортовые
редукторы планетарные, одноступенчатые.
Применяемое в них масло МТ-8п, ТСЗп-8 или МТ-16п.
Гусеничный движитель с передним расположением
ведущих колес. Гусеницы цевочного зацепления с
резинометаллическими шарнирами. Ширина гусеницы
300 мм, масса 625 кг (каждая). Ведущие колеса
сварно-литые со съемными зубчатыми венцами.
Направляющие колеса сварно-литые, установлены в
кормовой части корпуса машины на кривошипах
механизма натяжения гусениц. Опорные и
поддерживающие катки сварные с обрезиненными
ободами. Масса опорного катка 41 кг. Для смазки
опорных катков используется Литол-24,
поддерживающих катков – масло МТ-16п.
Подвеска независимая, торсионная с
гидравлическими телескопическими
амортизаторами двустороннего действия на
первых, вторых и шестых узлах подвески. На 2-х и 4-х
узлах установлены резиновые, а на 1-х и 6-х –
пружинные упоры (ограничители хода катков).
|
|