БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ М80
Модификации:
• М80А (новый двигатель.
См. в тексте)
• М80А1 (установлена 30-мм пушка и новая СУО)
«Vidra» (модернизированная М80, 2000 г.)
Зарубежные модификации:
• M80А хорватской армии
Машины созданные на базе М80:
• M80А SPA (30-мм спаренная ЗСУ)
M80LT (самоходный ПТРК)
• M80SAN (санитарная машина)
• SAVA (самоходный ЗРК с ЗУР «Стрела-10М»)
     В конце 1970-х гг. в Югославии была начата работа над созданием своей собственной боевой машиной пехоты, которая должна была заменить гусеничный БТР М60 национального производства. Немалый вклад в создание югославской БМП внесли французские специалисты из компании «Испано-Сюиза», поэтому по своей конструкции, компоновке и основным характеристикам машина представляла собой нечто среднее между советской БМП-1 и французской АМХ-10Р, но она имела и свои отличительные особенности. В ходовой части использовались некоторые элементы бронетранспортера М60Р. Новая боевая машина была принята на вооружение югославской армии под обозначением М80. В конце двадцатого века эта БМП успела поучаствовать практически во вснх вооруженных конфликтах на территории бывшей СФРЮ.


Предшественник БМП – бронетранспортер М60P (справа – вариант с безоткатным орудием)


Серийная БМП М80 (слева) и М80А (справа)
     Боевая машина пехоты М80 имеет классическую для этого типа машмн компоновку. В носовой части корпуса размещены моторно-трансмиссионное отделение (справа) и отделение управления (слева). Позади механика-водителя находится место командира машины, имеющее свой собственный люк и оборудованное дневным/ночным прибором наблюдения. В средней части установлена одноместная башня, образующая вместе с подбашенным пространством боевое отделение. За ним в корме машины расположены места для десанта. Корпус сварен из стальных бронелистов, имеющих рациональные углы наклона.
      Двигатель HS-115-2 мощностью 191 кВт, главный фрикцион, коробка передач и планетарные механизмы поворота скомпонованы в одном блоке. Также в один блок объединены элементы системы охлаждения двигателя и воздухоочиститель. Доступ в МТО для обслуживания и ремонта осуществляется при помощи двух люков, расположенных в верхнем лобовом и верхнем правом бронелистах. БМП имеет максимальную скорость передвижения по шоссе до 58 км/ч, запас хода при этом составляет 500 километров.
     В ходе серийного производства на М80 был установлен новый более мощный двигатель FAMOS-10B-003 (мощн.235 кВт), что позволило увеличить удельную мощность машины и, соответственно, скорость, которая составила 65 км/ч по шоссе и 7,8 км/ч на плаву. Эта модификация получила обозначение М80А.

Остов БМП М-80 в Боснии (фото В.Моисеева)
     В боевом отделении оборудовано рабочее место наводчика-оператора и установлены бортовое вооружение с приводами наведения и приборами наблюдения и прицеливания, боеукладка пушки и ПТРК, баллоны системы противопожарного оборудования. Основное вооружение БМП – 20-мм автоматическая пушка М55 (производится в Югославии по лицензии «Испано-Сюиза») с боекомплектом в 400 выстрелов, способная вести борьбу с легкой бронетехникой противника, а также с низколетящими целями. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ, его полный боекомплект – 2250 патронов. В задней части башни оборудована сдвоенная пусковая установка ПТУР 9М14М «Малютка» с полуавтоматическим наведением по проводам (советского производства), еще две ракеты находятся в укладке в боевом отделении, перезаряжание осуществляется вручную через люк наводчика-оператора в крыше башни. Комбинированный дневной/ночной бесподстветочный прицел находится в левой части башни. Головка прицела может поворачиваться в вертикальной плоскости, что позволяет использовать его в качестве зенитного.
     В десантном отделении размещены посадочные места для 7 стрелков имеющие индивидуальные перископические приборы наблюдения. Амбразуры для стрельбы из автоматов оборудованы вентиляторами отсоса пороховых газов и гильзоуловителями. Посадка десанта в машину и высадка из нее производятся через две герметично закрываемые двери в кормовом листе. Еще два люка размещены в крыше десантного отделения.
     Ходовая часть состоит из пяти опорных и двух поддерживающих обрезиненных катков (на борт) с передним расположением ведущего колеса. Подвеска – торсионная. Гусеница мелкозвенчатая с резино-металлическим шарниром. Первая и последняя пары опорных катков имеют гидроамортизаторы. Верхняя ветвь гусеницы закрыта длинными узкими экранами.
     БМП М80 имеет полностью герметичный корпус и способна без дополнительной подготовки вплавь преодолевать водные преграды со скоростью до 7,5 км/ч. Перемещение по воде происходит за счет перематывания гусениц. В задней части надгусеничных полок имеются гидродинамические решетки, а на верхнем лобовом листе – откидывающийся волноотражающий щиток.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Боевая масса, кг 13 850
Экипаж (десант), чел. 3 (7)
Основные размерения, мм:  
– Длина по корпусу (с пушкой вперед) 6420 (-)
– Ширина 2995
– Высота 1800...2200
– Клиренс 400
– База ?
– Колея ?
– Ширина гусеницы (шаг трака) ?
Среднее удельное давление на грунт, кг/см2 ?
Преодолеваемые препятствия:  
– подъем, град. 35
– крен, град. ?
– ров, м 2,1
– стенка, м 0,7
– брод, м плавает
Вооружение (боезапас, выстрелов):  
– 20-мм пушка М55
– 7,62-мм спаренный пулемет
– ПУ ПТРК 9М14М «Малютка»
1 (400)
1 (2 250)
2 (4)
Углы вертикального наведения, град. ?
Стабилизатор вооружения ?
Механизм заряжания ленточное питание
Приборы прицеливания ?
Приборы наблюдения 13
Количество амбразур (из них для пулеметов) 8 (–)
Средства постановки дымзавесы ТДА
Тип и марка двигателя дизель HS-115-2
Максимальная мощность, л.с. (кВт) 260  (191)
Трансмиссия ?
Максимальная скорость (на плаву), км/ч: 58 (7,5)
Запас хода, км 500
Бронирование, мм противопульное
Используются технологии uCoz