|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Модификации:
• М80А (новый двигатель. См. в тексте)
• М80А1 (установлена 30-мм пушка и новая СУО)
• «Vidra» (модернизированная М80, 2000
г.)
Зарубежные
модификации:
• M80А хорватской
армии
Машины созданные
на базе М80:
• M80А SPA (30-мм спаренная ЗСУ)
• M80LT (самоходный ПТРК)
• M80SAN (санитарная машина)
• SAVA (самоходный ЗРК с ЗУР «Стрела-10М») |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В конце
1970-х гг. в Югославии была начата работа над
созданием своей собственной боевой машиной
пехоты, которая должна была заменить гусеничный
БТР М60 национального производства. Немалый вклад
в создание югославской БМП внесли французские
специалисты из компании «Испано-Сюиза», поэтому
по своей конструкции, компоновке и основным
характеристикам машина представляла собой нечто
среднее между советской БМП-1 и французской
АМХ-10Р, но она имела и свои отличительные
особенности. В ходовой части использовались
некоторые элементы бронетранспортера М60Р. Новая
боевая машина была принята на вооружение
югославской армии под обозначением М80. В конце
двадцатого века эта БМП успела поучаствовать
практически во вснх вооруженных конфликтах на
территории бывшей СФРЮ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Боевая
машина пехоты М80 имеет классическую для этого
типа машмн компоновку. В носовой части корпуса
размещены моторно-трансмиссионное отделение
(справа) и отделение управления (слева). Позади
механика-водителя находится место командира
машины, имеющее свой собственный люк и
оборудованное дневным/ночным прибором
наблюдения. В средней части установлена
одноместная башня, образующая вместе с
подбашенным пространством боевое отделение. За
ним в корме машины расположены места для десанта.
Корпус сварен из стальных бронелистов, имеющих
рациональные углы наклона.
Двигатель HS-115-2 мощностью 191 кВт,
главный фрикцион, коробка передач и планетарные
механизмы поворота скомпонованы в одном блоке.
Также в один блок объединены элементы системы
охлаждения двигателя и воздухоочиститель.
Доступ в МТО для обслуживания и ремонта
осуществляется при помощи двух люков,
расположенных в верхнем лобовом и верхнем правом
бронелистах. БМП имеет максимальную скорость
передвижения по шоссе до 58 км/ч, запас хода при
этом составляет 500 километров.
В ходе серийного производства на М80
был установлен новый более мощный двигатель
FAMOS-10B-003 (мощн.235 кВт), что позволило увеличить
удельную мощность машины и, соответственно,
скорость, которая составила 65 км/ч по шоссе и 7,8
км/ч на плаву. Эта модификация получила
обозначение М80А. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Остов БМП М-80 в
Боснии (фото В.Моисеева) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В
боевом отделении оборудовано рабочее место
наводчика-оператора и установлены бортовое
вооружение с приводами наведения и приборами
наблюдения и прицеливания, боеукладка пушки и
ПТРК, баллоны системы противопожарного
оборудования. Основное вооружение БМП – 20-мм
автоматическая пушка М55 (производится в
Югославии по лицензии «Испано-Сюиза») с
боекомплектом в 400 выстрелов, способная вести
борьбу с легкой бронетехникой противника, а
также с низколетящими целями. С пушкой спарен
7,62-мм пулемет ПКТ, его полный боекомплект – 2250
патронов. В задней части башни оборудована
сдвоенная пусковая установка ПТУР 9М14М «Малютка»
с полуавтоматическим наведением по проводам
(советского производства), еще две ракеты
находятся в укладке в боевом отделении,
перезаряжание осуществляется вручную через люк
наводчика-оператора в крыше башни.
Комбинированный дневной/ночной
бесподстветочный прицел находится в левой части
башни. Головка прицела может поворачиваться в
вертикальной плоскости, что позволяет
использовать его в качестве зенитного.
В десантном отделении размещены
посадочные места для 7 стрелков имеющие
индивидуальные перископические приборы
наблюдения. Амбразуры для стрельбы из автоматов
оборудованы вентиляторами отсоса пороховых
газов и гильзоуловителями. Посадка десанта в
машину и высадка из нее производятся через две
герметично закрываемые двери в кормовом листе.
Еще два люка размещены в крыше десантного
отделения.
Ходовая часть состоит из пяти
опорных и двух поддерживающих обрезиненных
катков (на борт) с передним расположением
ведущего колеса. Подвеска – торсионная. Гусеница
мелкозвенчатая с резино-металлическим шарниром.
Первая и последняя пары опорных катков имеют
гидроамортизаторы. Верхняя ветвь гусеницы
закрыта длинными узкими экранами.
БМП М80 имеет полностью герметичный
корпус и способна без дополнительной подготовки
вплавь преодолевать водные преграды со
скоростью до 7,5 км/ч. Перемещение по воде
происходит за счет перематывания гусениц. В
задней части надгусеничных полок имеются
гидродинамические решетки, а на верхнем лобовом
листе – откидывающийся волноотражающий щиток. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Боевая масса, кг |
13 850 |
Экипаж
(десант), чел. |
3
(7) |
Основные размерения, мм: |
|
–
Длина по корпусу (с пушкой вперед) |
6420
(-) |
–
Ширина |
2995 |
–
Высота |
1800...2200 |
–
Клиренс |
400 |
–
База |
? |
–
Колея |
? |
–
Ширина гусеницы (шаг трака) |
? |
Среднее
удельное давление на грунт, кг/см2 |
? |
Преодолеваемые препятствия: |
|
–
подъем, град. |
35 |
–
крен, град. |
? |
–
ров, м |
2,1 |
–
стенка, м |
0,7 |
–
брод, м |
плавает |
Вооружение (боезапас, выстрелов): |
|
– 20-мм пушка М55
– 7,62-мм спаренный пулемет
– ПУ ПТРК 9М14М «Малютка» |
1 (400)
1 (2 250)
2 (4) |
Углы
вертикального наведения, град. |
? |
Стабилизатор
вооружения |
? |
Механизм
заряжания |
ленточное
питание |
Приборы прицеливания |
? |
Приборы
наблюдения |
13 |
Количество
амбразур (из них для пулеметов) |
8
(–) |
Средства
постановки дымзавесы |
ТДА |
Тип и марка двигателя |
дизель HS-115-2 |
Максимальная
мощность, л.с. (кВт) |
260
(191) |
Трансмиссия |
? |
Максимальная
скорость (на плаву), км/ч: |
58
(7,5) |
Запас
хода, км |
500 |
Бронирование, мм |
противопульное |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|