БРОНЕТРАНСПОРТЕР БТР-90 «Росток» (ГАЗ-5923)
Модификации:
БТР-90 с автоматич.гранатометом (усоверш.вариант)
БТР-90М (с 30-мм и 100-мм пушками)
Зарубежные модификации: нет
Машины созданные на базе БТР-90:
• 120-мм самоходный миномет (боевое отделение САУ «Вена»; проект)

     Одной из последних российских разработок в области колесных боевых машин стал бронетранспортер БТР-90 (ГАЗ-5923), разработанный в Нижнем Новгороде в начале 90-х годов и в настоящее время проходящий испытания. Опытный образец машины собран на Арзамасском машиностроительном заводе в начале 1994 года, а бронекорпус для нее был сварен в Челябинске в сентябре 1993 г. БТР-90 отличает новая компоновка и усиленное вооружение, соответствующее гусеничной боевой машины пехоты БМП-2. Разработанный нижегородскими конструкторами ОАО «ГАЗ» бронетранспортер напоминает несколько увеличенный БТР-80, однако имеет большие размеры и массу. Грузоподъемность машины возросла до 7 т, а внутренний объем – до 12 м.куб.
     Сварной корпус выполнен из бронелистов увеличенной толщины, что, в сочетании с рациональными углами их наклона, обеспечивает надежную защиту от крупнокалиберных пуль и осколков артиллерийских снарядов. Значительно усилена противоминная защита бронетранспортера, выполненная с учетом опыта применения бронетехники в афганской войне. В частности, днище машины имеет V-образную форму, более стойкое к воздействию ударной волны, чем традиционное плоское.
     Машина оснащена системой коллективной защиты боевого расчета (10 человек) от воздействия ударной волны ядерного взрыва, проникающей радиации, радиоактивной пыли, бактериологического оружия и отравляющих веществ. Для использования в регионах с жарким климатом БТР-90 может оснащаться кондиционером.
     В передней части корпуса слева расположено сиденье водителя, а справа – старшего стрелка. Для вождения машины водитель располагает пятью наблюдательными перископическими приборами, обеспечивающими обзор по азимуту в пределах 180°. Два аналогичных прибора имеются у старшего стрелка. При движении на марше сиденье водителя может подниматься, при этом в плохих погодных условиях над водительским местом может устанавливаться защитный колпак, полностью закрывающий проем люка.
     Командир машины вместе со стрелком-наводчиком располагаются во вращающейся башне. Для ведения огня из их штатного оружия в бортах имеется по три бойницы с шаровыми опорами, которые закрываются герметическими бронезаслонками. Конфигурация передних бойниц, обеспечивающих возможность ведения огня и из ручных пулеметов РПК, позволяет стрелять вперед под углом в 45° к оси машины. Еще одна бойница расположена справа в передней части корпуса. Вторая по счету пара бойниц прорезана на верхних половинах двухстворчатых люков, служащих для посадки и высадки десанта. Нижние половины люков, как и у БТР-80,в откинутом положении облегчают покидание бронетранспортера на ходу, однако размеры самих люков больше, чем у предшественника. Используя половины люков как подножки, пехотинцы, стоящие в них, могут вести огонь из ПЗРК «Игла» или гранатометов.

     БТР-90 оснащен многотопливным дизельным двигателем Челябинского завода с жидкостным охлаждением с турбонаддувом. Мощность дизеля, расположенного в корме машины, 510 л.с. Доступ к двигателю возможен как изнутри машины, так и через два крупногабаритных люка на крыше моторно-трансмиссионного отделения. Для предотвращения поражения зажигательными боеприпасами радиатор, расположенный у заднего броневого листа, защищен специальными крышками. В задней части машины находятся топливные баки, заправочные горловины которых выведены в кормовой лист.
     Коробка передач – автоматическая гидромеханическая реверсивная. Поток мощности от двигателя распределяется на два параллельных потока по бортам машины. Посредством гидрообъемной передачи обеспечивается разность скоростей вращения по бортам, что позволяет в дополнение к повороту четырех передних колес выполнять разворот «по-танковому». В результате удалось вдвое уменьшить радиус поворота БТР-90 по сравнению с предшествующими машинами. В сочетании с возможностью движения БТР вперед и назад с одинаковой скоростью за счет реверсивной КПП удалось весьма существенно увеличить его маневренные характеристики.
     Независимая торсионная подвеска всех колес на поперечных рычагах за счет большого хода, энергоемких телескопических гидроамортизаторов и широкопрофильных пулестойких шин с системой централизованного регулирования давления обеспечивает возможность движения по пересеченной местности со скоростью более 50 км/ч. При этом машина сохраняет подвижность даже при полном повреждении четырех из восьми колес.
     Несмотря на относительно большой вес БТР-90 может без предварительной подготовки преодолевать водные преграды. Для движения на плаву используются два водометных движителя, а в носовой части установлен поднимающийся волноотбойный щиток. Как показали испытания, при волнении до 3-х баплов «Росток» может уверенно плавать, входить на десантный корабль или выходить из него.
     БТР-90 – первый отечественный бронетранспортер, оснащенный бортовой информационно-управляющей системой (БИУС), обеспечивающей автоматизированное управление двигателем и трансмиссией, а также контроль и диагностику основных систем машины.
     Опытный образец бронетранспортера ГАЗ-5923 оснащен мощным для такого класса машин вооружением, включающим 30-мм автоматическую пушку 2А42 (боекомплект 500 патронов), 7,62-мм пулемет ПКТ (2000 патронов), а также ПТРК 9К113 «Конкурс» (четыре ракеты 9М113 с полуавтоматическим наведением по проводу). Углы наведения оружия по вертикали – -5/+75°, по горизонтали – 360°. Наводчик-оператор имеет комбинированный (дневной и ночной) прицел БПК-З-42, а командир – дневной прибор наблюдения 1П-13. Имеется специальный прицел для ведения зенитного огня. По требованиям зарубежных заказчиков допускается возможность оснащения машины прицелом наводчика-оператора БПК-М с французским тепловизионным модулем фирмы SAT.
     Вооружение стабилизировано в двух плоскостях, что обеспечивает возможность ведения огня с места и в движении. ПТРК обеспечивает возможность борьбы с танками на дальности до 4000 м, вертолеты могут поражаться пушечным огнем на дальности до 2000-2500 м, а живая сила и небронированные транспортные средства до 4000 м.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:

Боевая масса, кг 20 500
Экипаж (десант), чел. 3 (7)
Основные размерения, мм:  
– Длина по корпусу (с пушкой вперед) 8552
– Ширина 3100
– Высота нет данных
– Клиренс нет данных
– База х Колея нет данных
– Колёсная формула 8 х 8
Среднее удельное давление на грунт, кг/см2 нет данных
Вооружение (боезапас, выстрелов):  
– 30-мм пушка 2А42
– 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ
– ПУ ПТРК 9М113«Конкурс»
– ПЗРК «Игла»
– РПГ-7
1 (500)
1 (2 000)
1 (4)
2
1 (5)
Углы вертикального наведения, град. -5...+75
Стабилизатор вооружения 2Э36-2
Механизм заряжания 2-ленточное питание
Приборы прицеливания БПК-3-42 (перископич., днев./ноч.)
1П-13 (командирский)
1П3-3 (зенитный)
ИК-прожектор ОУ-3ГА2
Приборы наблюдения 17
Количество амбразур (из них для пулеметов) 7 (2)
Средства постановки дымзавесы 2х3   902В «Туча»
Тип и марка двигателя дизель
Максимальная мощность, л.с.(кВт) 510
Количество цилиндров нет данных
Количество оборотов/мин нет данных
Удельная мощность, л.с./т 24,87
Емкость топливных баков, л нет данных
Трансмиссия гидромеханическая реверсивная; гидрообъемная передача; 4 фрикциона; отбор мощности на 2 водомета
Максимальная скорость (на плаву), км/ч: 80 (8...10)
Запас хода, км 600...700
Преодолеваемые препятствия:  
– подъем, град. 30
– крен, град. 25
– ров, м 2
– стенка, м 0,6
– брод, м плавает
Бронирование, мм противопульное
Радиостанция Р-163-50У
Вооружение боевых машин пехоты и БТР Указатель всех встречающихся названий
Используются технологии uCoz