|
Одной из последних российских разработок в
области колесных боевых машин стал
бронетранспортер БТР-90 (ГАЗ-5923), разработанный в
Нижнем Новгороде в начале 90-х годов и в настоящее
время проходящий испытания. Опытный образец
машины собран на Арзамасском машиностроительном
заводе в начале 1994 года, а бронекорпус для нее был
сварен в Челябинске в сентябре 1993 г. БТР-90
отличает новая компоновка и усиленное
вооружение, соответствующее гусеничной боевой
машины пехоты БМП-2. Разработанный
нижегородскими конструкторами ОАО «ГАЗ»
бронетранспортер напоминает несколько
увеличенный БТР-80, однако имеет большие размеры и
массу. Грузоподъемность машины возросла до 7 т, а
внутренний объем – до 12 м.куб.
Сварной корпус выполнен из
бронелистов увеличенной толщины, что, в
сочетании с рациональными углами их наклона,
обеспечивает надежную защиту от
крупнокалиберных пуль и осколков артиллерийских
снарядов. Значительно усилена противоминная
защита бронетранспортера, выполненная с учетом
опыта применения бронетехники в афганской войне.
В частности, днище машины имеет V-образную форму,
более стойкое к воздействию ударной волны, чем
традиционное плоское.
Машина оснащена системой
коллективной защиты боевого расчета (10 человек)
от воздействия ударной волны ядерного взрыва,
проникающей радиации, радиоактивной пыли,
бактериологического оружия и отравляющих
веществ. Для использования в регионах с жарким
климатом БТР-90 может оснащаться кондиционером.
В передней части корпуса слева
расположено сиденье водителя, а справа –
старшего стрелка. Для вождения машины водитель
располагает пятью наблюдательными
перископическими приборами, обеспечивающими
обзор по азимуту в пределах 180°. Два аналогичных
прибора имеются у старшего стрелка. При движении
на марше сиденье водителя может подниматься, при
этом в плохих погодных условиях над водительским
местом может устанавливаться защитный колпак,
полностью закрывающий проем люка.
Командир машины вместе со
стрелком-наводчиком располагаются во
вращающейся башне. Для ведения огня из их
штатного оружия в бортах имеется по три бойницы с
шаровыми опорами, которые закрываются
герметическими бронезаслонками. Конфигурация
передних бойниц, обеспечивающих возможность
ведения огня и из ручных пулеметов РПК, позволяет
стрелять вперед под углом в 45° к оси машины. Еще
одна бойница расположена справа в передней части
корпуса. Вторая по счету пара бойниц прорезана на
верхних половинах двухстворчатых люков,
служащих для посадки и высадки десанта. Нижние
половины люков, как и у БТР-80,в откинутом
положении облегчают покидание
бронетранспортера на ходу, однако размеры самих
люков больше, чем у предшественника. Используя
половины люков как подножки, пехотинцы, стоящие в
них, могут вести огонь из ПЗРК «Игла» или
гранатометов.
БТР-90 оснащен многотопливным дизельным
двигателем Челябинского завода с жидкостным
охлаждением с турбонаддувом. Мощность дизеля,
расположенного в корме машины, 510 л.с. Доступ к
двигателю возможен как изнутри машины, так и
через два крупногабаритных люка на крыше
моторно-трансмиссионного отделения. Для
предотвращения поражения зажигательными
боеприпасами радиатор, расположенный у заднего
броневого листа, защищен специальными крышками.
В задней части машины находятся топливные баки,
заправочные горловины которых выведены в
кормовой лист.
Коробка передач – автоматическая
гидромеханическая реверсивная. Поток мощности
от двигателя распределяется на два параллельных
потока по бортам машины. Посредством
гидрообъемной передачи обеспечивается разность
скоростей вращения по бортам, что позволяет в
дополнение к повороту четырех передних колес
выполнять разворот «по-танковому». В результате
удалось вдвое уменьшить радиус поворота БТР-90 по
сравнению с предшествующими машинами. В
сочетании с возможностью движения БТР вперед и
назад с одинаковой скоростью за счет реверсивной
КПП удалось весьма существенно увеличить его
маневренные характеристики.
Независимая торсионная подвеска
всех колес на поперечных рычагах за счет
большого хода, энергоемких телескопических
гидроамортизаторов и широкопрофильных
пулестойких шин с системой централизованного
регулирования давления обеспечивает
возможность движения по пересеченной местности
со скоростью более 50 км/ч. При этом машина
сохраняет подвижность даже при полном
повреждении четырех из восьми колес.
Несмотря на относительно большой
вес БТР-90 может без предварительной подготовки
преодолевать водные преграды. Для движения на
плаву используются два водометных движителя, а в
носовой части установлен поднимающийся
волноотбойный щиток. Как показали испытания, при
волнении до 3-х баплов «Росток» может уверенно
плавать, входить на десантный корабль или
выходить из него.
БТР-90 – первый отечественный
бронетранспортер, оснащенный бортовой
информационно-управляющей системой (БИУС),
обеспечивающей автоматизированное управление
двигателем и трансмиссией, а также контроль и
диагностику основных систем машины.
Опытный образец бронетранспортера
ГАЗ-5923 оснащен мощным для такого класса машин
вооружением, включающим 30-мм автоматическую
пушку 2А42 (боекомплект 500 патронов), 7,62-мм пулемет
ПКТ (2000 патронов), а также ПТРК 9К113 «Конкурс»
(четыре ракеты 9М113 с полуавтоматическим
наведением по проводу). Углы наведения оружия по
вертикали – -5/+75°, по горизонтали – 360°.
Наводчик-оператор имеет комбинированный
(дневной и ночной) прицел БПК-З-42, а командир –
дневной прибор наблюдения 1П-13. Имеется
специальный прицел для ведения зенитного огня.
По требованиям зарубежных заказчиков
допускается возможность оснащения машины
прицелом наводчика-оператора БПК-М с французским
тепловизионным модулем фирмы SAT.
Вооружение стабилизировано в двух
плоскостях, что обеспечивает возможность
ведения огня с места и в движении. ПТРК
обеспечивает возможность борьбы с танками на
дальности до 4000 м, вертолеты могут поражаться
пушечным огнем на дальности до 2000-2500 м, а живая
сила и небронированные транспортные средства до
4000 м.
|
|