|
Модель
бронетранспортера «Тип 90»/WZ-551 с пулеметной
башенкой |
Серийный БТР
«Тип 92A»WZ-551B, принятый на вооружение НОАК |
Впервые
новый китайский БТР «Тип 90»/WZ-551 (или ZSL-90) был
продемонстрирован на международной выставке
военной техники «Asiandex'86». Первоначально на
западе однозначно оценили его как
модифицированный вариант французского БТР VAB (6х6),
тем более, что в начале 80-х годов фирмы «Renault» и «Euromissile»
демонстрировали на выставке в КНР
бронеавтомобиль VAB с ПТУР «ХОТ». Однако, по словам
французов, ни сама машина, ни техническая
документация на нее Китаю проданы не были. По
сообщениям китайских источников, БТР создан на
базе местного коммерческого грузовика «Tiema»
большой грузоподъемности с использованием
западногерманского силового блока. Тем не менее,
при более детальном рассмотрении конструкции
становится понятно, что БТР «Тип 90»/WZ-551 имеет
явно французское происхождение.
Разработка нового колесного
бронетранспортера для армии КНР началась в
начале 1980-х гг, после чего было создано несколько
обытных образцов, а в настоящее время он
выпускается серийно. Первым подразделением НОАК,
оснащенным этими машинами стала 127-я
мотопехотная дивизия Цзинанского военного
округа, являющаяся одной из элитных военных
частей.
Корпус БТР сварен из плоских
стальных бронелистов, расположенных под
рациональными углами наклона и защищающих
экипаж от пуль и небольших осколков снарядов.
Сообщалось, что защищенность WZ-551 несколько выше,
чем у гусеничных БТР «Тип 63/81». В носовой части
машины находится отделение управления, где
размещены водитель (слева) и командир машины
(справа). Помещение отделено от остального
пространства герметичной перегородкой с дверью,
а в крыше смонтированы еще два люка. Для обзора
водитель и командир пользуются остекленными
окнами на верхней лобовой детали корпуса,
которые в боевых условиях закрываются
бронекрышками, и тогда используются призменные
приборы (по 3 у каждого), установленные перед
люками. Обе средние призмы могут заменяться
инфракрасными ПНВ активно/пассивного типа. С
правой стороны машины вдоль борта расположен
узкий лаз, соединяющий кабину и десантное
отделение. Воздухозаборники расположены на
крыше машины, выхлопная труба – с левого борта.
Двигатель – 8-цилиндровый дизель воздушного
охлаждения германской фирмы «Deutz» BF8L413F мощностью
320 л.с., производящийся в КНР по лицензии; коробка
передач ручная, имеет девять скоростей для
движения вперед и одну – назад (позже на серийных
машинах установили автоматическую КПП западного
образца). Две передние пары колес являются
управляемыми, используется гидроусилитель.
Подвеска машины индивидуальная с
цилиндрическими пружинами и гидравлическими
амортизаторами.
Экспортный БТР
«Тип 86»/WZ-551F, состоящий на вооружении армии
Боснии-и-Герцеговины |
Бронетранспортер
«Тип 92A»WZ-551B армии Китая в голове колонны
колесных БМП, сделанных на той же базе |
Заднюю часть корпуса занимает боевое отделение,
в котором размещается десант из десяти солдат.
Для посадки пехотинцев в машину и высадки из нее
в кормовом листе предусмотрена большая дверь с
прибором наблюдения и амбразурой для стрельбы из
личного оружия. В каждом борту имеется еще по 4
амбразуры, над которыми в крыше установлены
перископические приборы наблюдения. Первые
амбразуры предназначены для установки 7,62-мм
пулеметов, остальные – для автоматов. В крыше
десантного отделения имеются четыре
прямоугольных люка, крышки которых могут
фиксироваться в вертикальном положении. На крыше
корпуса серийных БТР, получивших обозначение
«Тип 92A»/WZ-551B в средней части корпуса за МТО
установлена стандартная башенка с 12,7-мм
пулеметом, который обслуживает однин из
стрелков. Первоначально на прототипе БТР WZ-551
пулеметное вооружение отсутствовало, а на
демонстрационных макетах показывалась
коническая башенка. Позже было решено оснастить
БТР стандартной турелью с крупнокалиберным
пулеметом, которая устанавливается на
гусеничных китайских бронетранспортерах. Вокруг
люка стрелка имеется круговой бронещиток для
защиты его от пуль и осколков. Экспортный вариант
БТР, обозначающийся «Тип 86»/WZ-551F, не имеет такого
бронещитка. Кроме того он отличается отсутсвием
дымовых гранатометов. Единственной страной,
заказавшей у Китая эти машины стала Босния-и-Герцеговина.
На БТР «Тип 92A», состоящего на вооружении НОАК для
постановки дымовых завес используются два
4-ствольных блока дымовых гранатометов,
смонтированных по бортам корпуса, позже их стали
устанавливать прямо на башенке.
БТР «Тип 90/92» может преодолевать водные преграды
вплавь без предварительной подготовки. Для
движения по воде используются 2 гребных винта в
кольцевых насадках, смонтированные в кормовой
части по бортам позади колес. Гребные винты могут
поворачиваться на 180 градусов, обеспечивая
высокую маневренность на плаву. В носу
расположен волноотбойный щиток.
Стандартное оборудование машины
включает систему коллективной защиты от ОМП,
инфракрасные ПНВ, автоматическую систему ППО и
пулестойкие шины. Серийные бронетранспортеры
получили систему централизованной подкачки в
пневматиках. Сообщается, что на пробитых пулями
(осколками) шинах машина может преодолеть не
менее 100 км, двигаясь со скоростью до 40 км/ч.
На базе БТР «Тип 90»/WZ-551 в КНР было
создано большое семейство боевых колёсных машин
с колёсными формулами 4х4, 6х6 и 8х8, причем на
некоторых вариантах МТО перемещено в кормовую
часть корпуса. |
|