БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ 
  «АХЗАРИТ» Mk1 
                                         
Модификации:
• «Ахзарит» Mk2 (более мощный двигатель.
См. в тексте)
«Ахзарит»-командирская машина
Зарубежные модификации: нет
Машины созданные на базе «Ахзарит»: нет

     В 1988 году в Израиле на предприятиях в г.Тель-а-Шомер началось серийное производство тяжелой боевой машины пехоты «Ахзарит» Mk1 на базе советских танков Т-54 и Т-55 (без башни), захваченных у арабских стран во время вооруженных конфликтов. Разработка тяжелой БМП велась в Израиле уже давно, так как характер боевых действий в этом регионе обуславливается высоким насыщением поля боя стрелковым вооружением, в том числе калибра 12,7 и 14,5 мм и РПГ, которые, к тому же, часто применяются арабскими боевиками в городских условиях. Всему миру хорошо известны тяжелые БТР на танковом шасси – «Нагма Ш'от» и «Пума», опыт которых и был использован. По замыслу израильских специалистов «Ахзарит» предназначен для совместного боевого применения с танками «Меркава», а также для проведения специальных операций. В настоящее время в БМП переоборудовано от 400 до 500 танков серии Т-54/55.
     Компоновка БМП предусматривает переднее расположение отделения управления. Водитель (сидит слева), командир (справа) и наводчик (в середине) находятся в носовой части корпуса. Их сиденья могут приподниматься для возможности обзора на марше. Для наблюдения у водителя установлены четыре перископических прибора наблюдения. В средней части имеется десантное отделение вместимостью семь человек. Трое десантников сидят вдоль левого борта на скамье, столько же вдоль правого на откидных силеньях и одно место находится у кормовой переборки отделения. В крыше смонтированы шесть призменных блоков (2 слева и 4 справа). Моторно-трансмиссионное отделение располагается в кормовой части корпуса. Машина полностью бронированная, с большими опорными катками (установлены новые торсионные валы, обеспечивающие больший динамический ход катков). Первый и последний опорные катки с каждого борта оснащены гидроупорами, разработанными израильской компанией «Israel Aircraft Industries» (такие же используются на танкех «Меркава»). Двигатель и трансмиссия заменены новым силовым блоком, состоящим из восьмицилиндрового двухтактного дизельного двигателя Detroit 8V-71TTA водяного охлаждения мощностью 485 кВт (650 л.с.) фирмы «Дженерал моторс», установленного поперек корпуса, и гидромеханической трансмиссии XTG-411-4 фирмы «Аллисон». Выхлопной патрубок выходит на левый борт, жалюзи радиатора двигателя – назад.



     Характерной особенностью боевой машины «Ахзарит» является входной (выходной) люк для пехотного десанта, расположенный в корме корпуса по правому борту. Он представляет собой откидывающуюся узкую аппарель и поднимающуюся вверх над корпусом крышку со стенками конусного типа (с гидроприводом). В результате высокой компактности силового блока машина имеет выход пехотного десанта в сторону кормы корпуса, что характерно для многих БМП стран мира. Кроме того, кормовое расположение моторно-трансмиссионного отделения позволило сбалансировать установку усиленной броневой защиты в передней части корпуса.
     За счет установки мощной брони разнесенного типа (национальной разработки) боевая масса БМП «Ахзарит» составила около 44 тонн, в то время как у танка Т-54/55 – 36 тонн. Общая ширина машины по сравнению с танком Т-54/55 увеличена на 370 мм и достигает 3640 мм. Благодаря этому обеспечен более высокий уровень защиты брони, а живучесть повышается за счет низкого силуэта (высота по крыше корпуса около 2000 мм). Вокруг боевого отделения имеется более тяжелое бронирование, а некоторые бронелисты, установленные по бортам и сзади корпуса имеют перфорированную форму. Каждое рабочее место экипажа и десанта оборудовано люками в крыше корпуса.
     Основное вооружение машины – вынесенная пулеметная установка OWS (Overhead Weapon Station) фирмы «Рафаэль», в которую входит 7,62-мм пулемет М240. Стрельба ведется при помощи дистанционного привода или наводчиком из люка. В первом случае прицеливание осуществляется через перископический прицел, который является частью системы OWS и имеет дневную и ночную (с усилителем изображения) ветви. В качестве дополнительного вооружения используются три 7,62-мм пулемета: один – на обычной шкворневой установке командирского люка и два – на люках сзади. Машина оснащена фильтровентиляционной установкой (индивидуального типа) и системой противопожарного оборудования.
     В передней части корпуса в небольших нишах справа и слева установлены блоки дымовых гранатометов CL-3030 (по шесть в каждом) производства компании IMI (Israel Military Industries), которые также используются на израильских основных боевых танках. Для использования имеются несколько разновидностей дымовых гарант национального производства. Кроме того, предусмотрена постановка дымовой завесы при помощи впрыскивания топлива в выхлопную трубу.
     В процессе производства была освоена новая модификация машины – «Ахзарит» Mk2, которая отличается от базового варианта наличием нового силового блока, в который входит более мощный дизель Detroit 8V-92TA мощностью 850 л.с.совместно с гидромеханической трансмиссией «Аллисон» XTG-411-5. Все эти изменения позволили увеличить удельную мощность и приемистость машины.


Кормовой люк и аппарель БМП «Ахзарит» в раскрытом положении

Внутренний интерьер БМП. В передней части хорошо видны три сиденья – для механика-водителя, командира и оператора пулеметной установки

     По заключению зарубежных специалистов, тяжелая БМП «Ахзарит» представляет собой хорошо защищенное средство транспортировки пехотного десанта на поле боя, обеспечивающее ему скрытное спешивание. В отличие от других машин, «Ахзарит» не имеет вращающейся башни с 20 или 30-мм пушкой, но обладает низким силуэтом и высоким уровнем броневой защиты корпуса, что обеспечивает экипажу и десанту высокую живучесть на поле боя от современных средств поражения, а также возможность действовать на зараженной местности.
     БМП «Ахзарит» активно использовались израильской армией в вооруженном конфликте с Палестиной весной 2002 года совместно с танками «Магах» и «Меркава».

© 2003, www.otvaga.narod.ru, текст, характеристики
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Боевая масса, кг около 44 000
Экипаж (десант), чел. 3 (7)
Основные размерения, мм:  
– Длина по корпусу (с пушкой вперед) 6200 (–)
– Ширина 3640
– Высота около 2000 (корпус)
– Клиренс 425
– База 3675
– Колея 2590
– Ширина гусеницы (шаг трака) нет данных
Среднее удельное давление на грунт, кг/см2 нет данных
Вооружение (боезапас, выстрелов):  
– 7,62-мм пулемет М240
– 7,62-мм пулемет на шкворне
1 (нет данных)
3 (
нет данных)
Углы вертикального наведения, град. нет данных
Стабилизатор вооружения нет
Механизм заряжания ленточное питание
Приборы прицеливания перископич., днев./ноч.
Приборы наблюдения нет данных
Количество амбразур (из них для пулеметов) нет
Средства постановки дымзавесы 2х6 CL-3030, ТДА
Тип и марка двигателя дизель «Detroit Diesel» 8V-71TTA или 8V-92TA
Максимальная мощность, л.с.(кВт) 650 (485)
или 850
Количество цилиндров 8 (V)
Количество оборотов/мин нет данных
Удельная мощность, л.с./т нет данных
Емкость топливных баков, л нет данных
Трансмиссия Автоматическая гидромеханическая «Аллисон» XTG-411-4 или  XTG-411-5
Максимальная скорость (на плаву), км/ч: 60  (–)
Запас хода, км 500
Преодолеваемые препятствия:  
– подъем, град. 30
– крен, град. 30
– ров, м 2,7
– стенка, м 0,8
– брод, м нет данных
Бронирование, мм Противоснарядное (более 100)
Вооружение боевых машин пехоты и БТР   Указатель всех встречающихся названий   !!! Помогите опознать БМП !!!
Используются технологии uCoz