|
Ни один посетитель Музея бронетанкового
вооружения и техники в Кубинке не может не
остановиться около такого необычного танка.
Самая настоящая летающая тарелка, только на
гусеницах и с башней. А ведь в свое время он мог бы
был даже принят на вооружение Советской армии,
но, как и большинство остальных опытных тяжелых
танков, его постигла неудача.
В 1957 году в КБ Ленинградского Кировского завода
под руководством Л.С.Троянова была закончена
разработка проекта танка на основании ТТТ,
разработанных ГБТУ Советской Армии.
Единственный в своем роде и уникальнейший
тяжелый танк с четырьмя гусеницами, получивший
обозначение«объект 279», имел много нестандартных
оригинальных конструкторских решений.
Танк имел литую башню, а корпус был
сварен из четырех литых блоков. Лобовая и
бортовая броня корпуса и башни у этого танка не
пробивалась 122-мм бронебойным и 90-мм кумулятивным
снарядами при всех углах обстрела. Лобовая броня
корпуса была в два раза толще, чем у серийного
танка Т-10М. Кроме того, криволинейная конструкция
литого корпуса предусматривала
противокумулятивные экраны, дополнявшие его
обводы до вытянутого эллипсоида и придававшие
ему форму, напоминающую «летающую тарелку».
Среди всех тяжелых танков «объект 279» имел
наименьший забронированный объем (11,47 куб.м).
Вооружение включало мощную 130-мм
пушку М-65 с полуавтоматическим механизмом
заряжания и механизированной боеукладкой. С
пушкой был спарен 14,5-мм пулемет КПВТ. В систему
управления огнем входил 2-плоскостной
стабилизатор вооружения «Гроза»,
прицел-дальномер ТПД-2С, полуавтоматическая
система наведения, ИК-приборы ночного видения.
Боекомплект состоял из 24 выстрелов к пушке и 300
патронов к пулемету (надо сказать маловато).
Экипаж танка состоял из четырех человек:
командира, наводчика, заряжающего (все в башне) и
механика-водителя (в корпусе).
В танке устанавливался
16-цилиндровый дизель 2ДГ8-М с горизонтальным
расположением цилиндров мощностью 1000 л.с. при 2400
об./мин (или ДГ-1000, мощностью 950 л.с.). Он работал
совместно с гидромеханической трансмиссией. В
ходовой части применялась гидропневматическая
подвеска и уникальный ленточный гусеничный
движитель, в состав которого входило четыре
гусеницы с закрытым металлическим шарниром. В
состав правого и левого движительных блоков из
двух гусениц входили шесть сдвоенных опроных
катков и три поддерживающих ролика. Такая
конструкция из-за фактического отсутствия
клиренса обеспечивала высокую проходимость и
исключала посадку танка на днище. Однако она была
очень сложной, затрудняла эксплуатацию и ремонт
в полевых условиях.
Первый опытный образец танка был
изготовлен ЛКЗ в 1959 году, еще два намечались к 1960
году, но их сборка не была завершена. Сейчас
«объект 279» находится в Музее БВТ в Кубинке.
Боевая масса, тонн |
60 |
Экипаж, чел. |
4 |
Размеры, мм |
|
- длина с пушкой вперед |
10238 |
- ширина |
3400 |
- высота |
2475 |
Вооружение (боезапас, выстр.) |
|
- 130-мм пушка М-65 (24)
- 14,5-мм пулемет КПВТ (300) |
Мощность двигателя, л.с. |
950...1000 |
Скорость, км/ч |
55 |
Запас хода, км |
250 |
Бронирование, мм: |
|
- лоб корпуса |
269 |
- лоб башни |
305 |
Глубина преодолеваемого брода, м |
1,2 |
Источники:
«Техника и вооружение» и «Полная энциклопедия
танков мира» |
|