СРЕДНИЙ ТАНК 
  «Тип 59» (WZ-120) 
Модификации:
«Тип 59-I» (WZ-120A; новая 100-мм пушка, СУО и др., 1960-е гг.)
«Тип 59-I» NORINCO Retrofit Package (проект модернизации)
«Тип 59-I» (вариант для армии Пакистана;
см.текст)
«Тип 59-II(А)» (WZ-120B; новая 105-мм пушка)
«Тип 59D(D1)» (WZ-120C/C1; модернизированный «Тип 59-II», новая СУО, пушка, ДЗ)
«Тип 59 Gai» (BW-120K; опытный танк с 120-мм пушкой)
«Тип 59-I» модернизированные фирмой Royal Ordnance
«Аль Заррар» (новый пакистанский танк на базе «Тип 59-I»)
«Сафир-74» (модернизированный иранский «Тип 59-I»)
Машины созданные на базе «Тип 59»:
«Тип 59»-БРЭМ
«Marksman» (35-мм спаренная ЗСУ, Великобритания)
«Koksan» (170-мм САУ береговой обороны, КНДР)

     В 1957 году Китай получил несколько образцов и лицензию на производство советского танка Т-54А. Его серийный выпуск начался в 1957 г. на танковом заводе №617 в городе Баотоу (Внутренняя Монголия). В строительстве этого танкового завода и запуске танка в серийное производство самое активное участие принимали советские специалисты. Позднее производство было развернуто еще на двух заводах во Внутренней Монголии и в Шанхае. Выпуск танков серии «Тип 59» продолжался до 1987 года, причем последние машины являлись значительно модернизированными вариантами. Первые партии серийных машин были полностью идентичны советскому танку, в дальнейшем технология производства максимально упрощалась, вносились незначительные изменения под местную специфику и с 1961 г. танк получил официальное обозначение «Тип 59» (WZ-120). В процессе выпуска танк неоднократно модернизировался и приспосабливался под специфические условия Юго-Восточной Азии. Так впоследствии появились модели основных боевых танков «Тип 69», «Тип 79», «Тип 80».
     Танк «59» являлся наиболее массовым в парке боевых машин Китая. Объемы его производства составляли: начало 1970-х годов – 500-700 единиц,1979 г. – 1000, 1980 г. – 500, 1981г. – 600, 1982 г. –1200, 1983г. – 1500-1700 единиц. В середине 1990-х годов на вооружении Народно-освободительной армии Китая находилось около 6000 танков «Тип 59». Значительное количество этих танков экспортировалось в следующие страны: Албания (470 штук), Бангладеш (около 100), Иран (500), Ирак (около 700, в основном модернизированные варианты), Конго (15), Камбоджа (около 50), Северная Корея (175), Пакистан (1200, в том числе произведены по лицензии), Вьетнам (350), Зимбабве (35), Танзания (30), Судан (50).


Танк «Тип 59» – копия Т-54А

Танки «59» на учениях морской пехоты НОАК в десантно-высадочной операции

Снятие башни с танка «Тип 59» при помощи крана БРЭМ «Тип 84»

Танки «59» на учениях НОАК

Танк «59» с различных ракурсов. Машина установлена в музее вооружений НОАК



Памятник с северовьетнамским танком «Тип 59»

Танк «Тип 59» китаской армии, выставленный в качестве экспоната

Китайский танк «59» в музее в Кубинке

      Компоновка танка классическая с передним расположением отделения управления (место механика-водителя сдвинуто влево), средним расположением боевого отделения (наводчик сидит в башне слева, командир справа) и задним – моторно-трансмиссионного. Первые образцы танка «Тип 59», как и Т-54А были вооружены 100-мм нарезной пушкой (лицензионной советской Д-10Т), стабилизированной в вертикальной плоскости. Ее эффективная дальность стрельбы составляла 700-1200 м. В боекомплект танка входят 34 унитарных выстрела с бронбойно-трассирующими, осколочно-фугасными и кумулятивными снарядами. Для снижения загазованности боевого отделения пушка имела эжектор, кроме того на башне устанавливался вентилятор, прикрытый бронеколпаком. В распоряжении наводчика был телескопический шарнирный прицел ТШ-2А-22, установленный слева от маски пушки. Командир имел лишь перископический наблюдательный прибор во вращающейся башенке и стрельбу из пушки вести не мог. Места наводчика и заряжающего также оснащались поворотными перископическими приборами наблюдения типа Мк4. Зенитный 12,7-мм пулемет «Тип 54» с боезапасом 200 патронов, установленный над люком заряжающего, является лицензионным вариантом советского ДШКМ. Еще два 7,62-мм пулемета установлены –  один курсовой в передней части корпуса справа от механика-водителя, а второй спарен с пушкой.
     Броневая защита танка «Тип-59» оставалась на уровне защиты танка Т-54. Корпус сварен из гомогенной катаной брони различной толщины (лоб 97 мм), башня литая со сварной крышей и также имеет дифференцированное бронирование с максимальной толщиной в лобовой части 203 мм. В качестве силовой установки использовался 12-цилиндровый V-образный дизельный двигатель жидкостного охлаждения В-54 мощностью 520 л.с. при 2000 об/мин, который в Китае производился по советской лицензии и затем неоднократно модернизировался компанией НОРИНКО. Трансмиссия простая механическая, пятиступенчатая. Запас топлива (532 л) располагался в трех наружных и трех внутренних баках. Кроме того, на корме корпуса устанавливались две 200 л бочки с горючим.

Танки «Тип 59» вооруженных сил Пакистана

     В начале 1960-х годов танк «59» был сменен в производстве усовершенствованным танком «Тип 59-I», который примерно соответствовал советскому Т-54Б. Позже все имеющиеся в китайской армии танки «Тип 59» были модернизированы до стандарта «Тип 59-I». Танки, поставленные Китаем в Пакистан в большом количестве, производились также местной компанией «Taxila». Пакистанские «Тип 59» отличаются наличием решетчатой корзины, приваренной к кормовой части башни и дымовыми гранатометами по ее бокам. До сих пор они состоят на вооружении пакистанских вооруженных сил и даже принимают участие в миротворческих операциях.

ДЕТАЛИЗАЦИЯ
   
© 2003, www.otvaga.narod.ru, текст, характеристики
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Боевая масса, кг 36 000
Экипаж, чел. 4
Основные размерения, мм:  
- Длина по корпусу (с пушкой вперед) 6040 (9000)
- Ширина 3270
- Высота 2590
- Клиренс 425
- База х Колея 3840 х 2855
Среднее удельное давление на грунт, кг/см2 0,81
Вооружение (боезапас, выстрелов):  
- 100-мм нарезная пушка «59»
- 7,62-мм пулемет «59-Т»
- 12,7-мм зенитный пулемет «54»
1 (34)
2 (3 500)
1 (200)
Углы вертикального наведения, град. -4...+17
Стабилизатор вооружения вертик. плоскость
Механизм заряжания нет
Средства постановки дымзавесы ТДА
Тип и марка двигателя дизель NORINCO 12150L7
12-цилиндровый
Максимальная мощность, л.с. 520
Удельная мощность, л.с./т 14,44
Емкость топливных баков, л 532 (+400)
Трансмиссия механическая, пятиступенчатая коробка передач
Максимальная скорость, км/ч: 50
Запас хода, км 440...600
Преодолеваемые препятствия:  
- ров, м 2,7
- стенка, м 0,8
- брод, м 1,4
Бронирование, мм:  
- лоб копуса 97
- борт копуса 20...79
- лоб башни 203
- борт башни 150
- крыша 20
Используются технологии uCoz