Job.com, Free Resume Posting
ВОЗМОЖНЫЙ ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ
БОЕВЫХ   КАЧЕСТВ  ТАНКА

      Кандидат технических наук Р.Н.Уланов     
      /Военно-научное общество/     
      статья из журнала «Техника и вооружение»     

     Классическая компоновка однобашенного танка, сложившаяся более 60 лет назад, проверенная 6-летней Второй мировой и последующими войнами, привела к созданию современной боевой машины, представленной отечественными и зарубежными образцами.
     Сохранив габариты и весовые характеристики предшественников, они резко повысили огневую мощь, бронезащиту и скорость. Изучение развития конструкции танков по основным качествам показывает его замедление и полную остановку. Одной из существенных причин является все увеличивающаяся недостаточность объема корпуса и башни под броней. Известно, что габариты танка, особенно его ширина, жестко ограничены условиями железнодорожных перевозок.
     Забронированный объем до предела заполнен механизмами, агрегатами. боеприпасами и топливом. Борьба идет за каждый лишний боеприпас, за каждый лишний литр топлива. Танк оброс различными системами пожаротушения, радиационной и других видов защиты, устройствами для преодоления водных преград и самоокапывания. Многие элементы наблюдения, оповещения, защиты вынесены наружу и не защищены. Отработанная конструкция ходовой части не допускает существенного повышения рельефной и грунтосцепной проходимости. Система управления поворотами машины не допускает дальнейшего повышения скорости движения по дорогам.
     Повышение убойной силы боеприпасов, начальных скоростей их полета, повышение стойкости брони без увеличения ее толщины и массы, повышение мощности силовой установки без увеличения ее габаритов и расхода топлива – все это надежный, но длительный путь с привлечением фундаментальной науки, выполнением больших и дорогостоящих исследований. Они, естественно, должны быть связаны с военной доктриной и концепцией танка как боевой машины. Но можно избрать и более простой и в настоящее время достаточно эффективный путь повышения боевых качеств танка. Необходимо выйти из тупика, который создан приверженностью к привычной компоновке, когда у танка один моноблочный корпус с двумя гусеницами и ограниченная длина опорной части движителя, выдерживающая благоприятное соотношение между шириной колеи.
     Прорыв из тупика может быть найден, если поступиться одним из геометрических параметров танка – его длины. Увеличение длины корпуса позволит резко увеличить полезный забронированный объем для размещения дополнительного комплекта боеприпасов, топлива, увеличить число членов экипажа.
     При оценке длины танка рассматривается его длина с пушкой и длина корпуса. Если оценивать площадь поверхности бокового силуэта танка, исключив из нее площадь ствола, то такой подход будет неверным. Современная шестиметровая танковая пушка калибром более 120 мм – не иголка. Вероятность ее повреждения достаточно велика. При поворотах машины, особенно крутых, радиус ометания выступающих частей будет определяться дульным срезом. Определять длину танка только по корпусу – все равно,что определять длину крокодила по туловищу, исключая его хвост.
     В таблице приведены для сравнения параметры длины некоторых тяжелых танков.

Обозначение танка, страна, год выпуска Длина танка, м
с пушкой по корпусу
Mk.VIII, США, 1918 10,6 10,6
Т-35, СССР, 1939 9,615 9,615
Т-100, СССР, 1940 8,75 8,75
Т-10, СССР, 1950-е гг. 10,56 7,25
Т-72, СССР, 1973 10,263 7,56

     Следует заметить, что общая длина танка Т-72 при положении пушки вперед или назад мало изменяется. Стандартная железнодорожная четырехосная платформа имеет длину площадки 13,8 м, которая обеспечивает как боковую, так и торцевую погрузку и перевозку танка с корпусом длиной до 11,0 метра. При такой длине корпуса длина опорной части гусеницы может составлять более 8,0 м. У Т-72 она составляет 4,28 м. Чем больше длина опорной поверхности движителя, тем большую ширину рва преодолевает машина, но ухудшает поворачиваемость и поворотливость гусеничной машины, имеющей моноблочный корпус, опирающийся на две гусеницы.
     Устранение этого недостатка возможно в случае применения сочлененного корпуса, каждая часть которого имеет свои гусеницы. Такая схема была разработана фирмой «Нодвелл» в начале 50-х годов. Особенно положительно она проявила себя в амфибийных машинах, резко улучшив их способность выбираться из воды на сушу.
     Сочлененная система (ее еще называют двухзвенной или спаркой) успешно внедрилась как вездеходная транспортная с гусеничным движителем. Известны шведские машины BV206 и отечественная ДТ-10П Ишимбаевского завода. Имели место попытки создать и боевую машину. К ним относится легкий шведский танк UDEX XX20, не развившийся далее опытных образцов.
     В Бронетанковой академии им.Малиновского велись работы по обоснованию сочлененной боевой гусеничной машины. Но далее составления научного отчета дело не пошло.
     Все ранее сконструированные и построенные в виде опытных образцов или серийные сочлененные гусеничные машины управлялись при поворотах по кинематическому способу. Для получения достаточной поворачиваемости угол поворота одной части двухзвенника относительно другой достигал 30° в каждую сторону. А это обстоятельство усложняет сообщение объемов поворачиваемых элементов между собой. Все известные конструкции имеют глухие торцевые стенки, обращенные к соединительному устройству.
     Разработчикам спарок, очевидно, было неведомо, что поворот ее можно осуществлять как по кинематическому, так и по бортовому способу.
     Увеличение длины корпуса танка вызовет и увеличение длины гусеницы и ее опорной поверхности. В сочлененной машине число гусениц удвоится, но расстояние между передним опорным катком головной части и задним опорным катком хвостовой части будет значительным и создаст помехи повороту машины бортовым способом. Эти помехи в сочлененной машине легко устраняются. В современных сочлененных машинах управление поворотом корпуса осуществляется в двух плоскостях. В горизонтальной для изменения направления движения и в вертикальной для улучшения рельефной проходимости. Используя способность поворота корпуса в вертикальной плоскости, можно с места водителя укорачивать длину опорной части и тем самым облегчать выполнение крутых поворотов. Такой прием использован на некоторых колесных и гусеничных машинах с моноблочным корпусом и бортовой системой поворота. В частности, на пушечном броневике «Панар» М8 и шведском танке "Шюдад".


Боевая колесная машина «Панар» М8 (Франция)

Опытный сочлененный танк UDEX XX20 (Швеция). Основное вооружение – германская 120-мм гладкоствольная пушка в вынесенной установке.
Подробнее об этом танке

     В сочлененном танке, соединив переднюю и заднюю часть корпуса шарнирным тоннелем, можно сообщить их, пропустить через него все коммуникации, органы управления и обеспечить их бронезащиту. Кольцевое тороидальное пневматическое уплотнение обеспечит герметичность шарнира.
     Полученный таким образом значительный дополнительный объем забронированного пространства позволит всю переднюю часть отвести под боевое отделение. В башне увеличенного объема с продольной бронированной перегородкой в левой, по ходу, стороне расположится экипаж, включая механика-водителя. В правой – орудие и система его заряжения с текущим комплектом боеприпасов, в задней части двухзвенника расположится запас боеприпасов, силовая установка, топливные баки.
     Ходовая часть – опорные катки, торсионная подвеска, гусеничные ленты, натяжные устройства, ведущие колеса взаимозаменяемы.


Боевая бронированная сочлененная машина с отдельным помещением для экипажа и автоматической подачей боеприпасов.
Цифрами на схеме обозначены: 1 - башня; 2 - помещение экипажа; 3 - текущий расход; 4 - транспортер; 5 - запас боекомплекта; 6 - силовой агрегат; 7 - топливные баки

     Получение дополнительного подвижно сочлененного забронированного объема делает возможным:
– 1. Увеличение боекомплекта повышенного калибра в 3 раза.
– 2. Увеличение запаса хода с одной заправки в 3 раза.
– 3. Повышение мощности силовой установки на существующих двигателях в 2 раза.
– 4. Повышение рельефной проходимости при преодолении рва и порога в 1,5 раза.
– 5. Повышение грунто-сцепной проходимости.
– 6. Повышение живучести ходовой части. Машина может двигаться и управляться даже при потере трех гусениц. Перемещение шаговое боковое при полной потере гусениц.
– 7. Сокращение времени на самоокапывание в 10 раз.
– 8. Сокращение времени на подготовку к преодолению водной преграды в 100 раз.
– 9. Значительное повышение безопасной скорости движения по шоссе.
– 10. Удобно управляемое движение задним ходом.
     Все эти и другие не перечисленные положительные качества могут быть получены конструкторскими разработками с использованием значительного числа готовых узлов и агрегатов. Конструкция машины полностью вписывается в существующую технологию и состояние заводов, выпускающих танки.
     В начале 1999 года с целью выявления новых ходовых качеств сочлененного гусеничного шасси автором была изготовлена и испытана действующая модель в 1/7 натуральной величины.
     Существенную моральную и организационную работу по исследованию модели оказали члены военно-технической секции при культурном центре Вооруженных сил РФ, кафедры тягачей и амфибийных машин и кафедры №18 общевойсковой Академии ВС РФ.
     По результатам испытаний выявлено: в предельно сближенном друг к другу связанным шаровым шарниром тоннельной конструкции корпуса и гусеницы сочлененной машины, обеспечивают при повороте на 16" достаточную поворачиваемость при движении с наименьшим радиусом поворота до 40 м при кинематическом способе поворота. Управяемое с места водителя изменение длины опорной базы с отношением База/Колея =4 до величны 1,8 позволяет выполнять повороты с радиусом 6,0-6,5 м. Это соответствует параметрам моноблочной короткобазной гусеничной машины, выполняемой по бортовому способу.
     Для сочлененной гусеничной машины, являющейся, как правило, длиннобазной, возможности производить повороты двумя способами, избавляют ее от существенного недостатка – поворачиваемости на большом радиусе и малой поворотливости. Испытания модели показали реальную возможность сочлененной гусеничной машины выполнять шаговое (лаговое) перемещение. В ходе испытаний подтвердилась высокая живучесть ходовой части, обеспечивающей движение и управляемость при поломке или потере до трех гусениц. Результаты по самоокапыванию оказались по ряду причин незавершенными.
     Предполагается продолжить испытания модели с целью создания полноразмерного макета образца с резким повышением параметров боевой гусеничной машины.


Компоновка сочлененного танка (рисунок из журнала «Техника молодежи»): 1 - 152-мм пушка; 2 - автомат заряжания на 20 выстрелов; 3 - механик-водитель; 4 - наводчик; 5 - командир танка; 6 - заряжающий (перегружает выстрелы с рольганга в АЗ); 7 - башня; 8 - ведущее колесо; 9 - опорный каток; 10 - поворотно-сцепное устройство; 11 - механизированная боеукладка на 84 выстрела; 12 - дизель; 13 - генератор; 14 - радиатор; 15 - топливный бак


Необычные возможности сочлененного танка: (слева) использование ствола пушки для подачи воздуха при движении под водой; (сверху) пушка в качестве стрелы крана


При тех же габаритах, что и Т-72, сочлененный танк имеет значительно больший забронированный объем, что придает ему многие новые качества

Если хотите увидеть прикольную сочлененную БМП то нажмите СЮДА

Используются технологии uCoz