|
Классическая компоновка однобашенного танка,
сложившаяся более 60 лет назад, проверенная
6-летней Второй мировой и последующими войнами,
привела к созданию современной боевой машины,
представленной отечественными и зарубежными
образцами.
Сохранив габариты и весовые
характеристики предшественников, они резко
повысили огневую мощь, бронезащиту и скорость.
Изучение развития конструкции танков по
основным качествам показывает его замедление и
полную остановку. Одной из существенных причин
является все увеличивающаяся недостаточность
объема корпуса и башни под броней. Известно, что
габариты танка, особенно его ширина, жестко
ограничены условиями железнодорожных перевозок.
Забронированный объем до предела
заполнен механизмами, агрегатами. боеприпасами и
топливом. Борьба идет за каждый лишний боеприпас,
за каждый лишний литр топлива. Танк оброс
различными системами пожаротушения,
радиационной и других видов защиты, устройствами
для преодоления водных преград и самоокапывания.
Многие элементы наблюдения, оповещения, защиты
вынесены наружу и не защищены. Отработанная
конструкция ходовой части не допускает
существенного повышения рельефной и
грунтосцепной проходимости. Система управления
поворотами машины не допускает дальнейшего
повышения скорости движения по дорогам.
Повышение убойной силы
боеприпасов, начальных скоростей их полета,
повышение стойкости брони без увеличения ее
толщины и массы, повышение мощности силовой
установки без увеличения ее габаритов и расхода
топлива – все это надежный, но длительный путь с
привлечением фундаментальной науки, выполнением
больших и дорогостоящих исследований. Они,
естественно, должны быть связаны с военной
доктриной и концепцией танка как боевой машины.
Но можно избрать и более простой и в настоящее
время достаточно эффективный путь повышения
боевых качеств танка. Необходимо выйти из тупика,
который создан приверженностью к привычной
компоновке, когда у танка один моноблочный
корпус с двумя гусеницами и ограниченная длина
опорной части движителя, выдерживающая
благоприятное соотношение между шириной колеи.
Прорыв из тупика может быть найден,
если поступиться одним из геометрических
параметров танка – его длины. Увеличение длины
корпуса позволит резко увеличить полезный
забронированный объем для размещения
дополнительного комплекта боеприпасов, топлива,
увеличить число членов экипажа.
При оценке длины танка
рассматривается его длина с пушкой и длина
корпуса. Если оценивать площадь поверхности
бокового силуэта танка, исключив из нее площадь
ствола, то такой подход будет неверным.
Современная шестиметровая танковая пушка
калибром более 120 мм – не иголка. Вероятность ее
повреждения достаточно велика. При поворотах
машины, особенно крутых, радиус ометания
выступающих частей будет определяться дульным
срезом. Определять длину танка только по корпусу
– все равно,что определять длину крокодила по
туловищу, исключая его хвост.
В таблице приведены для сравнения
параметры длины некоторых тяжелых танков.
Обозначение танка, страна, год
выпуска |
Длина танка, м |
с
пушкой |
по
корпусу |
Mk.VIII,
США, 1918 |
10,6 |
10,6 |
Т-35,
СССР, 1939 |
9,615 |
9,615 |
Т-100,
СССР, 1940 |
8,75 |
8,75 |
Т-10,
СССР, 1950-е гг. |
10,56 |
7,25 |
Т-72,
СССР, 1973 |
10,263 |
7,56 |
Следует заметить, что общая длина танка Т-72 при
положении пушки вперед или назад мало
изменяется. Стандартная железнодорожная
четырехосная платформа имеет длину площадки 13,8
м, которая обеспечивает как боковую, так и
торцевую погрузку и перевозку танка с корпусом
длиной до 11,0 метра. При такой длине корпуса длина
опорной части гусеницы может составлять более 8,0
м. У Т-72 она составляет 4,28 м. Чем больше длина
опорной поверхности движителя, тем большую
ширину рва преодолевает машина, но ухудшает
поворачиваемость и поворотливость гусеничной
машины, имеющей моноблочный корпус, опирающийся
на две гусеницы.
Устранение этого недостатка
возможно в случае применения сочлененного
корпуса, каждая часть которого имеет свои
гусеницы. Такая схема была разработана фирмой
«Нодвелл» в начале 50-х годов. Особенно
положительно она проявила себя в амфибийных
машинах, резко улучшив их способность выбираться
из воды на сушу.
Сочлененная система (ее еще
называют двухзвенной или спаркой) успешно
внедрилась как вездеходная транспортная с
гусеничным движителем. Известны шведские машины
BV206 и отечественная ДТ-10П Ишимбаевского завода.
Имели место попытки создать и боевую машину. К
ним относится легкий шведский танк UDEX XX20, не развившийся
далее опытных образцов.
В Бронетанковой академии
им.Малиновского велись работы по обоснованию
сочлененной боевой гусеничной машины. Но далее
составления научного отчета дело не пошло.
Все ранее сконструированные и
построенные в виде опытных образцов или серийные
сочлененные гусеничные машины управлялись при
поворотах по кинематическому способу. Для
получения достаточной поворачиваемости угол
поворота одной части двухзвенника относительно
другой достигал 30° в каждую сторону. А это
обстоятельство усложняет сообщение объемов
поворачиваемых элементов между собой. Все
известные конструкции имеют глухие торцевые
стенки, обращенные к соединительному устройству.
Разработчикам спарок, очевидно,
было неведомо, что поворот ее можно осуществлять
как по кинематическому, так и по бортовому
способу.
Увеличение длины корпуса танка
вызовет и увеличение длины гусеницы и ее опорной
поверхности. В сочлененной машине число гусениц
удвоится, но расстояние между передним опорным
катком головной части и задним опорным катком
хвостовой части будет значительным и создаст
помехи повороту машины бортовым способом. Эти
помехи в сочлененной машине легко устраняются. В
современных сочлененных машинах управление
поворотом корпуса осуществляется в двух
плоскостях. В горизонтальной для изменения
направления движения и в вертикальной для
улучшения рельефной проходимости. Используя
способность поворота корпуса в вертикальной
плоскости, можно с места водителя укорачивать
длину опорной части и тем самым облегчать
выполнение крутых поворотов. Такой прием
использован на некоторых колесных и гусеничных
машинах с моноблочным корпусом и бортовой
системой поворота. В частности, на пушечном
броневике «Панар» М8 и шведском танке
"Шюдад".
Боевая
колесная машина «Панар» М8 (Франция) |
Опытный
сочлененный танк UDEX XX20 (Швеция). Основное
вооружение – германская 120-мм гладкоствольная
пушка в вынесенной установке.
Подробнее об этом танке |
В сочлененном танке, соединив переднюю и заднюю
часть корпуса шарнирным тоннелем, можно сообщить
их, пропустить через него все коммуникации,
органы управления и обеспечить их бронезащиту.
Кольцевое тороидальное пневматическое
уплотнение обеспечит герметичность шарнира.
Полученный таким образом
значительный дополнительный объем
забронированного пространства позволит всю
переднюю часть отвести под боевое отделение. В
башне увеличенного объема с продольной
бронированной перегородкой в левой, по ходу,
стороне расположится экипаж, включая
механика-водителя. В правой – орудие и система
его заряжения с текущим комплектом боеприпасов,
в задней части двухзвенника расположится запас
боеприпасов, силовая установка, топливные баки.
Ходовая часть – опорные катки,
торсионная подвеска, гусеничные ленты, натяжные
устройства, ведущие колеса взаимозаменяемы.
Боевая
бронированная сочлененная машина с отдельным
помещением для экипажа и автоматической подачей
боеприпасов.
Цифрами на схеме обозначены: 1 - башня; 2 -
помещение экипажа; 3 - текущий расход; 4 -
транспортер; 5 - запас боекомплекта; 6 - силовой
агрегат; 7 - топливные баки
Получение дополнительного подвижно
сочлененного забронированного объема делает
возможным:
– 1. Увеличение боекомплекта повышенного калибра
в 3 раза.
– 2. Увеличение запаса хода с одной заправки в 3
раза.
– 3. Повышение мощности силовой установки на
существующих двигателях в 2 раза.
– 4. Повышение рельефной проходимости при
преодолении рва и порога в 1,5 раза.
– 5. Повышение грунто-сцепной проходимости.
– 6. Повышение живучести ходовой части. Машина
может двигаться и управляться даже при потере
трех гусениц. Перемещение шаговое боковое при
полной потере гусениц.
– 7. Сокращение времени на самоокапывание в 10 раз.
– 8. Сокращение времени на подготовку к
преодолению водной преграды в 100 раз.
– 9. Значительное повышение безопасной скорости
движения по шоссе.
– 10. Удобно управляемое движение задним ходом.
Все эти и другие не перечисленные
положительные качества могут быть получены
конструкторскими разработками с использованием
значительного числа готовых узлов и агрегатов.
Конструкция машины полностью вписывается в
существующую технологию и состояние заводов,
выпускающих танки.
В начале 1999 года с целью выявления
новых ходовых качеств сочлененного гусеничного
шасси автором была изготовлена и испытана
действующая модель в 1/7 натуральной величины.
Существенную моральную и
организационную работу по исследованию модели
оказали члены военно-технической секции при
культурном центре Вооруженных сил РФ, кафедры
тягачей и амфибийных машин и кафедры №18
общевойсковой Академии ВС РФ.
По результатам испытаний выявлено:
в предельно сближенном друг к другу связанным
шаровым шарниром тоннельной конструкции корпуса
и гусеницы сочлененной машины, обеспечивают при
повороте на 16" достаточную поворачиваемость
при движении с наименьшим радиусом поворота до 40
м при кинематическом способе поворота.
Управяемое с места водителя изменение длины
опорной базы с отношением База/Колея =4 до величны
1,8 позволяет выполнять повороты с радиусом 6,0-6,5 м.
Это соответствует параметрам моноблочной
короткобазной гусеничной машины, выполняемой по
бортовому способу.
Для сочлененной гусеничной машины,
являющейся, как правило, длиннобазной,
возможности производить повороты двумя
способами, избавляют ее от существенного
недостатка – поворачиваемости на большом
радиусе и малой поворотливости. Испытания модели
показали реальную возможность сочлененной
гусеничной машины выполнять шаговое (лаговое)
перемещение. В ходе испытаний подтвердилась
высокая живучесть ходовой части, обеспечивающей
движение и управляемость при поломке или потере
до трех гусениц. Результаты по самоокапыванию
оказались по ряду причин незавершенными.
Предполагается продолжить
испытания модели с целью создания
полноразмерного макета образца с резким
повышением параметров боевой гусеничной машины.
Компоновка
сочлененного танка (рисунок из журнала «Техника
молодежи»): 1 - 152-мм пушка; 2 - автомат заряжания на
20 выстрелов; 3 - механик-водитель; 4 - наводчик; 5 -
командир танка; 6 - заряжающий (перегружает
выстрелы с рольганга в АЗ); 7 - башня; 8 - ведущее
колесо; 9 - опорный каток; 10 - поворотно-сцепное
устройство; 11 - механизированная боеукладка на 84
выстрела; 12 - дизель; 13 - генератор; 14 - радиатор; 15 -
топливный бак
|
Необычные
возможности сочлененного танка: (слева)
использование ствола пушки для подачи воздуха
при движении под водой; (сверху) пушка в качестве
стрелы крана |
При тех же
габаритах, что и Т-72, сочлененный танк имеет
значительно больший забронированный объем, что
придает ему многие новые качества
Если
хотите увидеть прикольную сочлененную БМП то
нажмите СЮДА |
|